– Вы отправляетесь к Снегурочке, вы – в сырную мастерскую, а вы… – тут одна из организаторов фестиваля «Моя провинция», редактор Костромской областной телерадиокомпании «Русь», помедлила, раздумывая, куда направить нашу группу, – вы отправляетесь в музей петровской игрушки.
Вот так волей случая нам довелось познакомиться с одним из костромских брендов – глиняной петровской игрушкой, и мастерами, кому она обязана своим вторым рождением.
Хозяйку частного музея, расположившегося в старинном особнячке на тихой костромской улице 1 Мая, зовут Светлана Пиманова. Это и музей, и мастерская, и музыкальный салон одновременно. Игрушка-то не простая – поющая: петровские мастера делали из глины свистульки да гремотухи (от слова «греметь»). Рассказывая нам об истоках старинного промысла, Светлана берет с музейных полок одну свистульку, другую, показывает, что у каждой свой голосок. А в руках ее помощницы, преподавательницы музыки Татьяны Колесовой, глиняные свистульки поют как настоящие музыкальные инструменты.
Вначале о том, откуда такое название у игрушки. Есть в лесной глубинке такое село – Петровское. От Костромы оно отстоит на 90 км, от районного центра Сусанино – на 25 (кстати, наш губернатор Валерий Павлинович Шанцев родом из Сусанина, так что и он, быть может, в младенчестве петровскими гремотухами поигрывал. Но это мы отвлеклись). Сейчас в Петровском только три дома жилые, а раньше село было немаленьким, мастеровым. По зимам местные мужики горшки лепили, благо глина своя, не привозная. Ее заранее запасали, по осени, как урожай уберут. Глина считалась тощей, поэтому горшки здесь не вытягивали, а лепили – глиняные жгуты слой за слоем накладывали друг на друга. Звонкий товар потом везли на базар. Но было у крестьян поверье, что нельзя пустую посудину в дом заносить. Потому в каждый горшок, приготовленный к продаже, гончары клали безделицу – свистульку, детишкам на радость.
Чаще всего мастера лепили свистульки в виде утки, коня, оленя. Утка – символ жизни, в ней яйцо – символ продолжения рода. Конь, олень – олицетворение жизненной силы, энергии. Орнамент на каждой игрушке ямочно-гребенчатый, один из самых простых и древних. Точка, а от нее расходятся лучи: солярный знак, солнце, – один из самых распространенных узоров на петровской игрушке. Лучей восемь, и тоже не просто так: четыре времени года, и сутки делятся на четыре части – утро, вечер, день, ночь. Такой вот старинный календарь, зашифрованный в игрушке.
Петровскую игрушку отличишь от других российских собратьев и по цвету. Она зеленая – это характерный цвет для поливной керамики. А кажется, будто цветом лесной болотистой стороны напиталась.
Основа экспозиции в музее – работы самого известного петровского гончара Павла Алексеевича Иванова. С его уходом изготовление глиняной игрушки в Петровском практически сошло на нет.
И если бы не Михаил Александрович Шмаров… Именно благодаря ему игрушка получила второе рождение. Здесь же, в музее, который Михаил Шмаров и Светлана Пиманова открыли вместе в 2014 году, мы с мастером и познакомились.
По-разному приходят люди к гончарному ремеслу. У Михаила Александровича, уроженца города Шарья, этот путь был долгим. Всю жизнь, окончив институт, работал Шмаров инженером лесного хозяйства, охранял костромские леса. А в свободное время лепил из глины. Никто его этому не учил – как душа просит, такие и выходили игрушки. Людям его авторские изделия нравились. Когда познакомился с петровской игрушкой, загорелся идеей возродить промысел. Мастеров к тому времени в Петровском почти не осталось, но их дети делились с Михаилом Александровичем отцовскими секретами. К примеру, сын Павла Алексеевича Иванова Вячеслав.
В детстве он, глядя на отца, полепливал. Но тот, оценив строгим взглядом то, что выходит из детских рук, как-то обронил строгим голосом: «Нечего глину переводить». Так и не сложилась у Вячеслава дружба с гончарным кругом. ПТУ окончил, был председателем сельсовета. Но увлеченный человек Михаил Шмаров и в нем разжег позабытую искорку творчества. Теперь в музее рядом с работами признанного мастера Павла Иванова представлены и глиняные свистульки его сына Вячеслава Павловича, вновь взявшегося за глину уже в пенсионном возрасте.
Сегодня вокруг М.А. Шмарова уже немало единомышленников. Художник-керамист Светлана Пиманова познакомилась с ним 15 лет назад. И влюбилась в петровскую игрушку.
За это время немало ими сделано – создан музей, а в многочисленных сувенирных лавках Костромы зеленого цвета свистульки и громотушки представляют так:
– Это наша знаменитая петровская игрушка!
В музее-мастерской, кроме М.А. Шмарова, трудятся сегодня еще пять молодых женщин-мастериц, все его ученицы. Одна из них, В.А. Балабанова, в этом году впервые приняла участие в работе всероссийского фестиваля гончарного искусства «Город гончаров», проходившего в Богородске. Как было не расспросить ее, только что вернувшуюся в родную Кострому, о впечатлениях.
– Мне все очень понравилось, – рассказывает Валентина Аркадьевна. – Нас тепло принимали, и людям наши игрушки приглянулись – их охотно покупали. Так что первая поездка на фестиваль в ваш город была удачной!
На память о посещении Костромы уво-зим с собой петровскую игрушку. Свистульки сделали сами – на мастер-классе, который провели для журналистов Михаил Шмаров и Светлана Пиманова. Неспешно из куска глины лепили игрушку-кукушку. Деревянной палочкой наносили на ее податливое глиняное тельце орнамент: точки и клинышки по образцу, дошедшему до наших дней от старых петровских мастеров. Штрих-точка, штрих–точка: словно оберег своими руками творишь. Нет, игрушка – это не безделушка!