Гродно Антеньево: путь длиною в жизнь

Гродно  Антеньево:  путь длиною в жизнь
Фото: ЩЕЛИН

Зарубка на память 

– Удивительный по красоте русский лес, из тех, что мне приходилось видеть, находится вблизи деревни Антеньево, – произнёс при встрече с корреспондентом «Богородской газеты» художник Борис Андреевич Янушкевич. Он родился весной 1941-го в белорусском городе Гродно, а последние 14 лет живёт на нашей земле.

– Мой отец погиб в начале вой-ны на границе. Мать, второй секретарь обкома партии, была подпольщицей. Когда фашисты схватили её, то отправили в концлагерь Майданек, а я стал жить с бабушкой. О трагических событиях времени оккупации в моей душе сохранился страшный эпизод. Шёл сорок четвёртый год. Отступая, фашисты зверствовали, не жалея ни стариков, ни детей. Один эсэсовец, пробегая мимо нашего дома, увидел бабушку, у которой на руках сидел я. Он остановился, подошёл и ударил её автоматом в грудь. Мне же штыком пробил ногу: такую зарубку на память оставила та война, – с болью в голосе вспоминает мой собеседник. В 1948 году маленький Боря пошёл в первый класс. К этому времени, после пребывания в фильтрационном лагере, расположенном на территории Чехословакии, к нему вернулась мать. Счастью мальчика не было предела! Разрушенный город на Немане жил тяжело, но, несмотря ни на что, возрождался. Люди расчищали от завалов улицы, восстанавливали разрушенные дома, пекли хлеб, правда, первоначально пополам с опилками, но верили: всё переживётся и наладится. – Конечно, не само собой. Много усилий и труда надо было к этому приложить. И народ прилагал неимоверные усилия: трудолюбие, и терпение всегда были в характере белорусов, – замечает Борис Андреевич.

«Север покорил меня» Окончив восьмилетку, он устроился на мебельную фабрику. Несмотря на юный возраст, начинающий столяр вносил в семейный бюджет свою весомую долю. В восемнадцать Борис Андреевич уехал в Казахстан и стал студентом Чимкентского геофизического техникума. Получив профессию геофизика-метеоролога и будучи сотрудником Ленинградского института Арктики и Антарктики, отправился на остров Котельный. – Работы было много, а впечатлений – ещё больше. Север покорил меня. Суровое море Лаптевых, бесконечные белые снега, необыкновенное огромное небо, поездки на собачьих упряжках не забылись до сих пор. А ещё мне очень нравилось общаться с коллегами-ленинградцами. Культурными, образованными, воспитанными, интеллигентными людьми, у которых было чему поучиться. На Котельном довелось мне познакомиться и с известным исследователем Арктики Иваном Дмитриевичем Папаниным. Во время одного из своих визитов на остров он подарил мне свою книгу с дарственной надписью, а я ему нож с резной ручкой, – вспоминает Борис Андреевич.

Дом, похожий на музей И всё-таки ненадолго задержался молодой метеоролог на Севере: тяга к искусству взяла своё. В 1971 году, после окончания учёбы на отделении прикладного искусства и дизайна Рижского университета, стал работать художником-дизайнером в Москве, затем в Набережных Челнах. – Даже за пределами России доводилось мне заниматься творчеством. Польша, Германия, Австрия, Франция – это те страны, где оставил я свой след эстета, – улыбается мой собеседник. Руководство международной фирмы «Ретро», находящейся в Марселе, по достоинству оценив талант русского художника, назначило его начальником проектировочно-дизайнерского отдела. – Вернувшись на родину, я продолжил художественное познание мира. Увлёкся резьбой по дереву и другими видами прикладного искусства. Не раз принимал участие в художественных выставках, проходивших в Ярославле, Нижнем Новгороде, Москве. Был отмечен дип- ломами. Приятно, когда произведения художника нравятся людям. И всё-таки для меня важнее иное. Свидание с природой и работа в маленькой уютной мастерской доставляют мне ни с чем не сравнимое удовольствие, – признаётся Борис Андреевич. В его доме, похожем на музей, у гостей от восхищения немного кружится голова. Многочисленные картины, скульптуры, изделия из дерева и меди буквально завладели почти всем пространством комнат. Со своим намерением захватить в плен внимание, чувства посетителей художественные произведения справляются блестяще. Через несколько минут после встречи с руко- творными чудесами в глазах знакомых, друзей художника появляются искорки восхищения и звучат слова: «Глаз не оторвать! Здорово! Бесподобно!» Особое впечатление производит царь-стол весом более восьмидесяти килограммов. С места его не сдвинуть: «самодержец» хоть и стоит на одной «ноге», но твёрдо, непоколебимо. «Ногу» мастер сделал из капа (нароста на клёне). Столешницу заламинировал и отделал итальянским багетом. Каповые вазы, словно мантия, украшают «государя». Венчает же его свое- образная корона: отлитая из жидкого камня статуэтка совы – птицы мудрой, ведущей ночной образ жизни. – Я похож на неё тем, что тоже люблю тёмное время суток. Такая тишина наступает вокруг, что слышно, как капельки времени падают на уснувший мир. Под эти звуки хорошо работается да и мечтается тоже. Прежде всего – о лете, когда можно будет прийти в лес, подойти к родным берёзкам или липам, обнять их, и сказать спасибо за светлую красоту, за ласковое тепло и за подаренное вдохновение, – поделился сокровенным Борис Андреевич Янушкевич.

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.