Встреча на высшем уровне
Он дважды в своей жизни встречался с Президентом России В.В. Путиным. Причем обстоятельства первой встречи наверняка не забыты и самим Владимиром Владимировичем. Она произошла во всех смыслах на очень высоком уровне: на высоте 6000 метров, над Баренцевым морем. Президент тогда, в 2005 году, находился за штурвалом стратегического ракетоносца, прозванного летчиками за чистоту и плавность линий «Белым лебедем», а Д.Л. Костюнин, командир топливозаправщика «Ил-78», осуществлял в воздухе дозаправку президентского корабля топливом.
С той судьбоносной встречи в жизни командира полка Дальней авиации, военного летчика 1 класса многое изменилось. Ныне полковник Костюнин – заместитель командующего Дальней авиации Военно-Воздушных Сил России. Недавно он по приглашению начальника объединенного отдела военного комиссариата области Ю.Г. Меженина побывал в Богородске. Встретился с главой местного самоуправления К.В. Пуриховым, депутатом Законодательного собрания области А.В. Благовым.
Особо представлять авиационному асу наш город не пришлось. Как выяснилось в ходе беседы с корреспондентом «Богородской газеты», в юности Дмитрий Леонидович часто бывал в Богородске. Будучи старшеклассником, он поступил в Горьковский аэроклуб ДОСААФ.
С раннего детства мечтал летать, но штурвал самолета доверяли только с 18 лет, поэтому Дмитрия зачислили в парашютное звено. «На Богородском аэродроме и состоялось мое первое становление в небе», – признался полковник. Небесная стихия так захватила его, что в выпускном классе он практически ежедневно ездил из Кстова в Богородск, чтобы вновь и вновь подниматься в небо и совершать прыжки с парашютом. В течение одного учебного года смелый десятиклассник совершил 35 прыжков! Причем прыгал по большей части зимой, когда и на земле от холодов и ветров неуютно, не то что в небе.
В военкомате ему прочили путь в десантные войска. Но Дмитрий свою мечту стать летчиком не оставлял. Сосед по даче подсказал: поступай в Тамбовское военное летное училище. Разнарядки в это учебное заведение в Кстовском военкомате в тот год не было, и вчерашний школьник на свой страх и риск отправился в Тамбов. Поступил.
После окончания летного училища начинал вторым пилотом на Ту-22. Через год прошел переобучение в Рязанском центре подготовки и переучивания пилотов и в качестве командира корабля Ту-16 полетел на Дальний Восток, где базировался полк Дальней авиации. Там Костюнин дорос до командира эскадрильи, затем командира полка.
– К тому, что кто-то из высшего руководства страны осуществит полет на корабле в качестве пилота, мы были готовы, но не знали, кто это будет, – рассказывает о подробностях того полета на высшем уровне полковник. – До этого попробовал себя в качестве второго пилота на «Белом лебеде» тогдашний министр обороны Сергей Иванов. Советник Президента летал, смотрел, что и как. Путин летел вторым пилотом на месте командира корабля, пилотировал самолет генерал-лейтенант Жихарев, тогда заместитель командующего Дальней авиации ВВС. Моей задачей было через три часа полета «Белого лебедя» осуществить его дозаправку. Дело это привычное, основной трудностью было найти друг друга в воздушном пространстве, выйти в заданную точку. Волнение, конечно, было. Казалось, что от слаженности наших действий зависит судьба российской авиации вообще и Дальней в частности. Все прошло в штатном режиме. Потом мы были приглашены на встречу с Президентом в Бочаров Ручей. Было видно, что В.В. Путин удовлетворен полетом, который длился пять с половиной часов.
Первым делом – самолеты. И кадры
Возвращаемся в разговоре на нашу, богородскую, землю. Дмитрий Леонидович сказал, что с удовольствием откликнулся на дружеское приглашение провести один из дней отпуска в нашем городе, который он столько раз видел в юности с высоты птичьего полета, находясь под куполом парашюта.
– Богородск – сердце регионального отделения ДОСААФ, – говорит полковник. – Здорово, что непосредственная связь города с авиацией не обойдена вниманием, а наоборот, культивируется. То, что на аллее Славы в парке среди выставленной военной техники есть авиационная, и то, что на въезде в город будет установлен самолет в знак того, что Богородск, по сути, – авиационная держава в масштабе области, не может не радовать.
– Будучи курсантом летного училища, вы ведь тоже, наверное, проходили обучение на таком же учебно-боевом реактивном самолете L-29 «Дельфин», что установлен в Богородске в новом парке? – спрашиваю Д.Л. Костюнина.
– Да, этот самолет был учебной машиной для летчиков нашей страны. На нем мы учились выполнять все фигуры пилотажа, и он прощал курсантам многие ошибки в пилотировании. L-29 очень успешно применялся в качестве боевой машины. Его оснащали блоками с неуправляемыми ракетами, и наземные цели можно было поражать с большой эффективностью. Фактически, «Дельфин», поставленный на вооружение ВВС Советского Союза в шестидесятые годы, был предшественником самолета Су-25.
– В нашем районе среди тринадцати Героев Советского Союза четверо – летчики. Большинство из них после окончания местного аэроклуба окончили военную школу пилотов в городе Энгельсе. Ваша биография тоже связана с этим городом: вы были командиром Энгельсской авиационной базы.
– Энгельсская военная школа пилотов была создана в 1931 году. В годы войны оттуда уходили на фронт подготовленные и сформированные летные соединения, в том числе три женских полка, которыми командовала легендарная летчица, Герой Советского Союза Марина Раскова. В 1954 году школа пилотов из Энгельса была переведена в Тамбов, и на ее базе создано летное училище.
– Этим летом вы побывали в Чкаловске, где проходил праздник, посвященный 75-летию беспосадочного перелета экипажа Валерия Чкалова из Москвы в Ванкувер через Северный полюс. Нельзя не отметить, что в тридцатые годы развитию авиации придавалось первостепенное значение, и имена лучших авиаторов были не просто на слуху, а возведены в ранг национальных героев. Теперь другие времена – и герои другие?
– Времена действительно другие, но выражение «не хотите кормить свою армию – будете кормить чужую» по-прежнему остается актуальным. Когда запахнет жареным – армия будет ой как нужна. Показателен в этом плане пример с пожарными. Когда во время аномальной жары 2010 года начали гореть леса, пришло осознание, что нужно было не сокращать пожарных, а лучше и больше вооружать их необходимой техникой. С самолетами, сделанными в СССР, летный состав в течение десятилетий не имел проблем. Покупка «Боингов», отработавших свое, не выход. Нужно создавать новый задел.
Вот вы спросили меня о «героях нашего времени». Тридцатые годы были временем героических перелетов. В наше время главное – не подвиги совершать, важнее ежедневная четкая работа как летного состава, так и наземного персонала по боевой подготовке, обеспечению безопасности полетов. Нужно решать проблемы стратегического плана, строительства и перспектив развития ВВС России.
Недавно я был в Германии на конференции НАТО по авиации, где выступал с докладом. Дальняя авиация ВВС России, ее история – это очень интересовало участников конференции. Руководством НАТО затем было сказано, что по поводу российской Дальней авиации существуют разные мнения, но сегодня она как никогда сильна и может выполнять возложенные на нее задачи.
Конечно, высокую оценку всегда приятно выслушать. Но проблем в развитии авиации немало. Класс военных летчиков по-прежнему высок, он выше, чем в гражданской авиации, хотя зарплата, к слову говоря, наоборот, в разы ниже. Но систему подготовки кадров как в гражданской, так и военной авиации пытались нарушить. В настоящее время только одно училище в стране, Краснодарское, готовит летчиков и штурманов. С приходом нового министра обороны положение должно измениться. Назначение на эту должность Сергея Кужугетовича Шойгу было оптимистично воспринято во всех войсках, как и то, что новым начальником Генерального штаба Вооруженных Сил России стал генерал-полковник Валерий Васильевич Герасимов, позитивно относящийся к авиации.
В.В. Путин также уважительно относится к авиации, и Дальней в том числе. Дальняя авиация – один из главных сдерживающих факторов, которые оказывают влияние на международную стабильность. Думаю, будет сделано все возможное, чтобы разрабатывались новые российские самолеты, была налажена качественная подготовка кадров.
– В разгаре осенний призыв в армию. Что бы вы пожелали нынешним призывникам?
– Главное – не надо бояться армии. На «гражданке» бывает сложнее. Качественный состав офицерского корпуса ныне поменялся в лучшую сторону. О солдате офицеры заботятся если не как о Президенте, то как о собственном ребенке – точно. Призывникам я пожелал бы продолжать традиции отцов и дедов, любить свою Родину. Это главное.