Вся Россия в гости к нам

Вся Россия в гости к нам
Фото: ЛОБАСТОВА

В 17-й раз встречал Богородск участников и гостей Всероссийского фестиваля мастеров гончарного промысла и керамики.

 В этом году 
он собрал 78 гончаров 
и художников-керамистов из разных уголков нашей страны, а на гончарной ярмарке, что раскинулась на центральной площади Богородска, представили свою продукцию более 
140 российских мастеров, 
как маститых, 
так и начинающих. 

Роднит культура
В этом году с полным правом можно сказать, что географически фестиваль представил всю Россию – в череде городов-участников впервые значился и Хабаровск. Ради участия в фестивале гончар с Дальнего Востока преодолел расстояние в более чем восемь тысяч километров! Зовут его Шахназар Шахназаров, и нам удалось с ним познакомиться на гончарной ярмарке.
Он узнал о фестивале случайно весной этого года – его ученица, приехав из Нижнего Новгорода, где находилась на курсах, привезла положение о всероссийском фестивале «Город гончаров». И Шахназар, не раздумывая, засобирался в дорогу, хоть она и дальняя, и по финансам дорогая.
– Общение с людьми, увлеченными гончарным искусством, дороже! – восклицает художник. – Приехал я в Богородск не с коммерческой целью – захотелось повариться в гуще такого события, как всероссийский гончарный фестиваль, познакомиться с умельцами, продолжающими исконные традиции своей земли, увидеть их работы. Мне также важно узнать, как мастера оценят мое творчество. Ведь мы в Хабаровске делаем лишь первые шаги в гончарном искусстве, и мне важно понять, в правильном ли направлении двигаюсь. Дело в том, что на Дальнем Востоке древние русские ремесла практически не представлены – люди там в основном пришлые, а у коренных дальневосточных народов – удэгейцев, нанайцев, эвенков, ульчей и других –
гончарное ремесло не было развито. Их исконные промыслы – резьба по кости, работа с кожей, мехом, деревом. Вот и получается, что гончарное искусство мы развиваем на Дальнем Востоке практически с нуля, не имея тех традиций, которые есть у гончаров из других российских регионов. 
«Город гончаров» показал, что Шахназаров движется в правильном направлении. 
– Он представил на суд коллег очень интересные изделия, – отмечает А.Ю. Чернышов, заведующий отделом выставочной работы богородского центра развития народных промыслов и ремесел «Досуг». – Теперь их можно увидеть и в нашем музее керамики. А по итогам фестиваля было принято решение премию «За сохранение традиций, пропаганду и развитие гончарного искусства» вручить именно Ш. Шахназарову.
По профессии Шахназар художник, скульптор, работает в Хабаровском музее археологии, филиале краевого музея имени Н.И. Гродекова. На Дальнем Востоке член Союза художников России живет с 1984 года – из родного Азербайджана уехал на комсомольскую стройку, да так и осел в Приамурье, не просто полюбив этот край, но и стараясь внести творческий вклад в его культуру, заразить окружающих своим увлечением гончарным искусством: при музее работает студия «Древнее гончарство и ремесло», проводятся мастер-классы.
– Свои гончарные изделия не раз представлял на ярмарках в китайском городе Хэйхэ – он расположен напротив Благовещенска, на другом берегу Амура, – рассказывает художник. – У китайцев своя древняя культура, самобытные традиции в керамике, которая очень развита в этой стране. Но с каким интересом они относятся к исконной русской керамике! Для них это экзотика, воспринимают они ее на ура. 
Азербайджанец, развивающий на Дальнем Востоке традиционное русское ремесло. По словам Шахназара, в этом нет никакого внутреннего противоречия. На самом деле наши народы роднит очень многое, и традиции древнего гончарного искусства – лишь одна из таких прочных нитей, связывающих русских и азербайджанцев на протяжении многовековой истории добрососедства. Глиняные изделия археологи находят в древних скифских курганах как на территории Азербайджана, так и на территории России. Общая история, культура, их взаимопроникновение и взаимообогащение – это то, чего не отнять у наших народов, не стереть никакими пограничными столбами. 
Но, глядя на работы гончара, которые он привез на фестиваль, понимаешь, что в его творчестве слились и русские традиции, и восточный колорит. Одна из любимых им форм, в которую он облекает глину, – форма граната. И это не случайно, ведь гранат – символ не только плодородия и изобилия, но и Азербайджана, ведь именно в этой стране произрастают все известные в мире сорта этого сочного плода.
В дружеской атмосфере
А.Ю. Чернышов, говоря о нынешнем фестивале, отметил, что он получился камерным, по-домашнему уютным, при этом очень интересным в творческом плане. Многие работы смогли удивить и порадовать искушенных в гончарном деле организаторов. «Для выставки мы отбираем лучшие изделия, а в этом году хотелось выставить все», – признается Чернышов. 
Интересны и сами работы, и каждый из художников, хранящих традиции древнего ремесла и вносящих в них свое видение мира. Нередко увлечение гончарным искусством захватывает всю семью. Так произошло и в семье смолянок, которые привезли на фестиваль свои гончарные изделия, выделяющиеся нежной и яркой цветочной расцветкой. На ярмарке столы Надежды Корольковой и Марины Тиминской расположились рядом, и на обоих в росписи тарелочек, вазочек и кувшинчиков было что-то родственное.
– Это неудивительно, – улыбаются обе. – Ведь мы же родные сестры.
Марина окончила художест-венно-графический факультет Смоленского педагогического института, начинала свой путь много лет назад в керамической мастерской. Ее увлечение подхватила и Надежда. 
– Надя часто бывает на фестивалях в других городах, не раз принимала участие и во Всероссийском фестивале «Город гончаров» в Богородске, – рассказывает М. Тиминская, пока ее сестра занята с покупателями, – а я в вашем городе впервые. Впечатления прекрасные! Видно, что вы очень любите свой город, он ухоженный, красивый, цветочных клумб множество. И атмосфера на фестивале дружеская, практически семейная. Нас очень хорошо встретили в центре «Досуг», там работает дружный творческий коллектив, гостеприимные, открытые, приветливые люди – таких в наше время редко встретишь. 
Гончары центра «Досуг» в День поселения старались успевать на всех фронтах – наряду с фестивальными хлопотами вели большую работу в рамках празднования Дня Богородского поселения. Люди шли в «Досуг» бесконечной вереницей. И там действительно было на что посмотреть, в чем принять участие.
В выставочном зале наряду с картинами нижегородской художницы Анастасии Кондратьевой были представлены лучшие изделия участников 17-го Всероссийского фестиваля «Город гончаров» – на соискание Гран-при.
 Затем богородчане и гости города осматривали экспозицию музея керамики, а в творческих мастерских можно было самим примерить на себя роль гончара. И таких желающих было очень много. Мастер-классы включали в себя практически весь процесс изготовления керамики. А.Ю. Чернышов колдовал внизу у печи, демонстрируя декоративный обжиг (раку, обварка). На втором этаже делились секретами работы на гончарном круге Гриша Чернышов и Егор Шибанов. В другой творческой мастерской не было ни одного свободного места – под руководством Елены Ермаковой гости «Досуга», усевшись за длинным столом, постигали азы глазурной росписи. Лица и взрослых, и детей были одинаково радостно сосредоточены на процессе творчества.
Храня и передавая традиции
Итоги фестиваля были подведены в воскресенье, 26 июня. Тайным голосованием участников «Города гончаров» была определена лучшая работа на соискание Гран-при. Ее автор – Светлана Морозова (г. Киров). Она же победила в конкурсе «Домашнее задание», где традиционно участникам предлагалось изготовить изразец. 
Премия «За новаторские идеи и творческий поиск» в этом году не присуждалась, а вот обладателями премии «За сохранение традиций, пропаганду и развитие гончарного искусства» стали сразу два гончара: наряду с упоминавшимся выше Шахназаром Шахназаровым – Снежана Ильина из Липецка, сохраняющая традиции изготовления романовской игрушки, бренда этого региона в керамике.
В Богородск мастерица приехала с семьей – своих детей она приобщает к древнему рукотворному ремеслу. Так стараются поступать многие гончары. А вот Александр Трудаков из Истринского района Московской области увлек гончарным искусством ребят из детского дома. Двоих из них взял с собой на фестиваль. Дети и с Богородском познакомились, и со многими российскими гончарами, их работы посмотрели и свои показали, и не бездельничали – и на фестивале 
с глиной работали. 
К тому, чтобы передавать свой опыт юному племени, растить достойную смену, многие гончары относятся серьезно, и организаторы «Города гончаров» из их числа. Не случайно детские глиняные изделия, привезенные на фестиваль, были открыты для всех, находясь в выставочном зале наряду с лучшими работами опытных мастеров. Это работы студийцев из Нижнего Новгорода, подмосковных Можайска и Истринского района, Рязани. 
И еще несколько фамилий. По решению жюри фестиваля дипломами за оригинальный творческий подход к образу были награждены гончары Наталья Штырева (Рязань), Альбина Сахарова (Нижний Новгород), Екатерина Кузнецова (Чебоксары).

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.