Накануне Дня памяти и скорби, 18 июня, в парке имени Ленинского комсомола в рамках акции «Цветок памяти» были высажены десятки алых гераней. Организовал ее проведение Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов округа, которым руководит В.В. Мамыкина.
Они мечтали космос покорять…
Планировалось вначале, что ветераны вырастят и высадят в клумбы 80 гераней – по числу лет, минувших с 22 июня 1941 года. Но акция вызвала такой широкий отклик в сердцах богородчан, что число принесенных ими в парк горшков с растениями превысило эту цифру. И всем «цветкам памяти» нашлось место – на клумбах аллеи Славы, у мемориальной выставки боевой техники. В высадке гераней приняли участие и Александр Алексеевич Сочнев, глава местного самоуправления, и Андрей Николаевич Резвяков, заместитель председателя Совета депутатов Богородского округа. Но не было официальных речей – и не нужны они были в те минуты, тихие и проникновенные, когда каждый, сажая цветок в теплую летнюю землю, вспоминал своих отца, дедов, которым довелось воевать на той страшной, великой войне, и многим – не вернуться…
– Везла герань в парк, а глаза застилали слезы, – признается Мария Александровна Григорова, уроженка Шапкина, долгие годы работавшая в Нижнем Новгороде, а с 1998 года – богородчанка. – Едва удерживала их. Так остро вновь сегодня осозналось, какими же молодыми умирали за нас, будущее поколение, за свою страну наши родные! Мамин брат Борис ушел на фронт добровольцем в 18 лет. Он не успел ни жизни, ни любви изведать. Пропал без вести в 1943-м, двадцатилетним пареньком… Страшным ударом была эта весть для моей мамы. Ведь они с братом были одни-одинешеньки: родители у них умерли рано. Борис был спортсменом, комсомольским активистом, выступал в селе с лекциями на разные темы. О звездах мечтал – увлекался космосом, много читал, изучал труды Циолковского. У меня до сих пор хранится одна из любимых дядиных книжек – о полетах за пределы Вселенной. После призыва он получил направление в лыжный батальон, воевал на Калининском фронте. Последнее письмо пришло от него из Прибалтики. Борис писал, что он за 3000 км от родного дома, что скоро в бой…
С такими же мыслями, признается, ехала в городской парк и Нина Васильевна Соловьева, председатель ветеранской организации с. Алешково.
– Утро-то какое нынче чудесное – солнечное, теплое, ясное! – говорит она. – Таким же, наверное, было и воскресное утро 22 июня 1941 года. Земляки наши проснулись такими же счастливыми, как мы сегодня, полными планов на предстоящий день, надежд… А через несколько часов пришла весть о войне. И все оборвалось…
Герани для героя
Алешковскую «первичку» представляли не только ветераны педагогического труда супруги Соловьевы – Нина Васильевна и Анатолий Александрович, но и одна из старейших жительниц села Фаина Максимовна Козлова, племянница Героя Советского Союза В.А. Шубина. С ней мы встретились у бюста Героя. Вспоминая его, Фаина Максимовна то и дело взглядывала на лицо, отлитое в бронзе. Это для нас строгие черты Героя застыли навеки, а племянница угадывает в них живого, родного дядю Васю.
– После финской войны дядя остался в армии, стал кадровым военным и в 1941-м вырвался домой лишь однажды, в конце мая. Тогда, 31 числа, умер от болезни один из его братьев – Максим, наш папа. Такой вот горький выдался для нас 41-й год… Мне тогда только три годика исполнилось, и начало войны в памяти не отложилось. Но не забыть, как тяжело приходилось в войну маме, Марии Михайловне. На ее вдовьих руках осталось шестеро детей. В колхозе мама за двоих работала… Теперь вот из всей семьи нас только две сестры осталось: я да Женя, Евгения Максимовна Лизунова, ей 31 мая этого года 89 лет исполнилось. Сама она учителем была, а муж у нее военный, они много где жили, пока в Москве не осели.
Вблизи столицы похоронен и Василий Алексеевич Шубин: в подмосковном Сергиевом Посаде (ранее Загорск). В этом городе, выйдя в отставку с военной службы, он жил с семьей, преподавал в военном училище. Прожил наш земляк недолгую жизнь: едва исполнилось 60 лет, когда его не стало. Давно уж нет на свете и его супруги Пелагеи Матвеевны, и двух его дочерей Людмилы Васильевны и Валентины Васильевны. Как нынче живут их сыновья Алексей Смирнов и Игорь Скворцов, неизвестно – их связь с родным селом деда-Героя, к сожалению, оборвалась. Фаина Максимовна не только хранит память о дяде, но и рассказывает о нем тем, кто интересуется историей страны, войны, малой родины. И в день акции не смогла остаться дома – поехала в Богородск, чтобы высадить красные герани у бюста Василия Алексеевича Шубина.
За каждым лепестком – история
– Многие, очень многие ветераны откликнулись, вырастили дома красные герани для участия в акции «Цветок памяти», – говорит Вера Викторовна Мамыкина. – И не по одному, а сразу помногу растений принесли сегодня на нашу общую памятную клумбу. Татьяна Викторовна Куклева и Зинаида Сергеевна Брызгалова привезли по 12 гераней. Марина Львовна Демидова вырастила семь цветущих кустиков. Те, кто не смог прийти в парк, звонили накануне, передавали горшки с цветами. Это и Анна Анатольевна Дудова, и Вера Авраамовна Кубонина, и Любовь Валерьяновна Кулакова, и другие ветераны.
Сегодня в парке алеют десятки шапок этого цветка, во многом схожего с характером русского народа: яркого, но скромного, домашнего, но стойкого, неприхотливого, терпеливого… И за каждым красным цветком, высаженным в этот день, – своя история. Фронтовая, огненная.
Председатель организации ветеранов Госстраха З.С. Брызгалова рассказала, что у ее мамы, Елизаветы Ивановны Анисимовой (в девичестве Сорокиной), уроженки деревни Болково, с войны не вернулись два брата, один, как потом стало известно, погиб в плену.
У В.В. Махлонова, председателя Совета ветеранов отдела МВД РФ по Богородскому району, с войны не вернулся дед, Василий Иванович Махлонов 1905 г.р. Отец троих сыновей, он ушел на фронт 24 июня 1941 года и пропал без вести в самые тяжкие, первые месяцы сражений…
Когда отец В.В. Мамыкиной, Виктор Алексеевич Никифоров, уходил на фронт, на двух его старших братьев пришли похоронки. Оба погибли в Карелии… Как же рвалось сердце у матери, провожавшей на войну третьего, самого младшего сына! К счастью, ему повезло уцелеть в боях-пожарищах. Воевал на Ленинградском фронте, был мотоциклистом взвода управления отдельного гвардейского тяжелых танков Выборгского полка. В двадцать лет был награжден медалью «За отвагу». Мама Веры Викторовны, Александра Ивановна, в девичестве Кузьмичева, добровольцем ушла на фронт с шорно-седельной фабрики. Воевала зенитчицей. Ее старший брат Василий был морским пехотинцем, защищал Ленинград. Оба мстили фашистам за погибшего на фронте брата Володю…
– Лепестки красной герани – как капельки солдатской крови, – задумчиво говорит председатель ветеранской организации бывшего ПОГА Г.Р. Сокрута, глядя на цветущую клумбу. – Сегодня я посадила цветок в память и о своем дедушке Михаиле Ивановиче Грачеве. Родом он из деревни Садки, а потом перебрался в Богородск. На фронт был призван в первые дни войны. Ему уже было под сорок лет – опытный, состоявшийся в своей профессии медицинский работник. В 1941-1942 годах был на передовой, а в 1943-м был переведен в эвакогоспиталь, следовавший за линией фронта. В его составе и встретил светлый День Победы…