На календаре – вторая половина июня. Завершается экзаменационная пора для учащихся 9-х и 11-х классов. У всех остальных школьников – каникулы, замечательное время отдыха. Но не все ребята спешат расстаться со школой и поскорей уехать в загородный лагерь, в деревню или на море. Для них долгожданные летние каникулы начались с трудовых будней.
Во всех школах района организована летняя трудовая практика. В течение одной-двух недель группы учащихся 5-8-х классов будут помогать содержать в порядке пришкольную территорию, принимать участие в подготовке школьных помещений для ремонта, пропалывать клумбы, ухаживать за высаженными цветами, чтобы в сентябре они удивили всех своим разноцветным великолепием.
Кроме того, в городских, а также в Березовской, Доскинской и Каменской школах из учащихся 8, 10-х классов созданы трудовые бригады.
Официально, через Центр занятости населения, трудоустроены 153 школьника. Это значит, что эти ребята на практике прошли процедуру приема на работу, собрали для этого необходимые документы и получили на руки трудовую книжку. Они научились рассчитывать свое рабочее время, соблюдали правила трудовой дисциплины. За свой труд они получат первую в жизни зарплату.
Старшеклассники под руководством учителей занимались благоустройством пришкольной территории, разбивкой и оформлением клумб, покраской ограждения, готовили кабинеты к ремонту. Кроме того, трудовая бригада «Костер» из шестнадцати восьмиклассников школы № 3 и в детском саде «Звездочка» помогла привести в порядок клумбы. Ребята покрасили домик и грибок, спортивные объекты на детских участках, скамейки, нанесли разметку на асфальт. Учащиеся школы № 7 работали и на территории ООО «Водоканал». Березовские школьники занимались благоустройством территории, прилегающей к многоквартирным домам, детских площадок, прогулочных участков в детском саде, территории Богородского дома-интерната в селе Дуденеве. Их работу курировала Дуденевская сельская администрация. По словам директора школы М.Г. Ксенчак, положительно то, что, во-первых, ребята выполняли нужную, значимую работу и радовались, видя результат своего труда. Во-вторых, совместный труд дисциплинирует.
Наряду с трудовыми бригадами и профильными отрядами на базе сельских школ созданы лагеря труда и отдыха. В Березовской – «КРУТО» – команда ребят, умеющих трудиться и отдыхать: 15 учащихся приняли участие в двух проектах «Школьный двор – цветущий сад» и «Во саду ли, в огороде». Для благоустройства огорода мальчики под руководством учителей смастерили 10 коробов под высокие грядки, ящик для компоста.
В Хвощевской – «Горизонт». Там 15 ребят из 8–10-х классов с удовольствием работают на пришкольном участке. Они учатся правильно обрабатывать землю, выращивают лук, картофель, а на традиционной осенней сельскохозяйственной ярмарке предложат богородчанам выращенные овощи. Заработанные деньги обычно тратят на поездки.
В июле-августе работает в Хвощевской школе «Малая Тимирязевка». Ребята занимаются под руководством биологов, на опытном участке пробуют выращивать новые культуры, разрабатывают памятки по уходу за растениями.
В осенней сельскохозяйственной ярмарке примут участие и учащиеся Буревестниковской школы. В течение всего лета учащиеся с 5-го по 11-й класс поочередно трудятся на школьном огороде, чтобы получить хороший урожай моркови, лука, капусты, бобовых.
В Дудуневской школе сельскохозяйственная бригада из учеников 5–8-х классов в течение всего лета выращивает овощи для школьной столовой. Часть продукции тоже будет реализована на сельхозярмарке в Богородске. Вырученные деньги пойдут на приобретение семян на будущий год.
На весь июнь двадцать восьмиклассников объединил лагерь труда и отдыха, организованный в Новинской школе. Под руководством педагогов они занимаются мелким ремонтом, благоустройством учебных помещений, помогают в библиотеке.
Продолжают работу волонтерские отряды школы № 1, «Дари добро» – в Березовской школе, «Добрая воля» – в Шварихинской.
***
Нужна ли летняя трудовая практика? Безусловно, нужна. Коллективный труд объединяет, результат вдохновляет, доверие важного дела воспитывает ответственность. Ни с чем не сравнима радость подростка, осознавшего, что он научился делать то, что не умел еще вчера, качественно выполнил порученную ему работу и этим помог другим.