Александр Николаевич Блохин: «Вездеход разработан для эксплуатации в суровых условиях севера.
Это сильная машина для сильных людей»
Завод механических трансмиссий (ЗМТ) – дочернее предприятие ООО «КОМ» (о нём рассказывалось в № 112 «БГ» от 10 декабря) – заработал на богородской земле в 2009 году. Основной вид его деятельности – производство зубчатых передач, элементов механических передач и приводов. На предприятии, оснащённом современным оборудованием, трудятся 36 квалифицированных специалистов. По словам директора по производству ООО «ЗМТ» А.В. Белякова, в заводских цехах всегда тепло и комфортно, освещение соответствует санитарным нормам, рабочим выдаётся спецодежда. Коллектив ЗМТ дружный, слаженный, нацеленный на выполнение заданий любой сложности.
Во время посещения завода одно из подразделений ЗМТ особенно заинтересовало корреспондентов «Богородской газеты»: цех по выпуску колёсных вездеходов, а точнее снегоболотоходов, под названием «Русак» («Русская автомобильная компания»). О создании этих спецмашин рассказал руководитель одноименного проекта, кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобили и тракторы» Нижегородского государственного технического университета А.Н. Блохин.
– Наш проект стартовал в 2011 году в рамках федеральной целевой программы «Исследование и разработки» при поддержке российского министерства науки и высшего образования, – продолжил А.Н. Блохин. – Его целью является обеспечение круг-
логодичных перевозок людей и грузов в условиях Крайнего Севера, Арктики и Антарктиды.
Производственные организации всей России принимали участие в конкурсе на право изготовления сверхпроходимых вездеходов. В итоге его победителем оказался производственно-научный союз: богородское ООО «ЗМТ» и Нижегородский технический университет. В создании новой машины также приняли участие научные сотрудники и специалисты МВТУ имени Баумана и Института проблем физики при Российской академии наук. В этом же году мы стали разрабатывать колёсные снегоболотоходы на шинах сверхнизкого давления, необходимые для работы в сложных природно-климатических условиях в температурном диапазоне от минус 50 до плюс 50 градусов Цельсия. Их предназначение должно было быть многообразным. Это поиск и спасение людей на воде и суше, доставка специальных грузов в труднодоступные места, десантирование тревожных групп на короткие и дальние расстояния, срочная транспортировка лежачих больных, участие в экспедициях и путешествиях по экологическим маршрутам, – говорит Александр Николаевич.
В 2016 году был создан прототип «Русака», хорошо зарекомендовавший себя во время ходовых испытаний, совершив пробег в весеннюю распутицу от Якутска до самого северного города России – чукотского Певека, расстояние между которыми по прямой составляет 1983 километра. Вездеход-амфибия, не выбирая дорог, без проблем преодолел на своём пути реки, озера, болота, пересечённую местность, подтвердив таким образом верность всех технических решений. В Москве, на выставке «Вузпромэкспо», новая машина смогла привлечь внимание потенциальных заказчиков – представителей МЧС, газовых, нефтяных, энергетических и логистических компаний. В 2018 году ЗМТ приступил к созданию семейства двух-, трёх- и четырёхосных модульно-унифицированных вездеходов, а спустя два года – к их производству.
– Суть модульной платформы сводится к тому, что для производства наших машин разных классов используются унифицированные узлы и детали – модули. Это позволяет создавать различные варианты моделей: пассажирский, пассажирский с высокой крышей, грузопассажирский, грузовые со спальным местом или с бортовой платформой. Безопасность конструкций вездехода и приспособленность к северным условиям позволяет обеспечить живучесть экипажа и пассажиров, а также сохранность груза в экстренных условиях, в том числе при преодолении водных преград. Надёжность и качество конструкций вездеходов «Русак» достигается разработкой и изготовлением на собственном производстве – ООО «ЗМТ» – наиболее ответственных узлов и агрегатов трансмиссий, ходовой части, рамы-лодки и кузовов, обладающих наилучшими характеристиками для бездорожья, – поясняет А.Н. Блохин.
Максимальная скорость четырёхосного восьмиколесного «Русака» – 60 километров в час, по воде – шесть километров в час. Мощность дизельного двигателя – 150 лошадиных сил. Грузоподъёмность – до трёх тонн. Вместимость салона – 20 человек, его высота может достигать двух метров. Рулевое управление с гидроусилителем, кузов утеплённый.
Вездеход-амфибия демонстрировался на выставках техники, которые проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Новом Уренгое. В августе уходящего года – на международном военно-техническом форуме «Армия-2021» в городе Кубинка Московской области. За время его работы богородский стенд посетили представители ВМФ России, Главного управления ФСБ и МЧС, Министерства науки и высшего образования РФ, зарубежных делегаций, руководители частных компаний. С некоторыми организациями договорились о сотрудничестве в области разработки и эксплуатации вездеходных машин и по их поставкам в 2022 году.
В начале декабря вездеход «Русак» был представлен в экспозиции Министерства науки и высшего образования РФ на Московском международном форуме инновационного развития. Яркий дизайн и уникальные технологии, используемые при изготовлении вездехода, вызвали неподдельный интерес к экспонату у многих посетителей выставки.
– В 2021-м, объявленном президентом России Годом науки и технологий, мы неплохо потрудились, выпустив девять первых вездеходов, – подвёл итог нашей беседы Александр Николаевич Блохин. После её завершения Алексей Викторович Беляков предложил корреспондентам «Богородской газеты» принять участие в экспедиционной поездке на снегоболотоходе. Вездеходом управлял начальник производства ООО «ЗМТ» Дмит-рий Захарьевич Душков. Проезжая по заснеженным полям, без труда преодолевая сложный рельеф местности, демонстрируя пассажирам плавность хода и хорошую шумоизоляцию в салоне, «Русак» ещё раз подтвердил, что он отличный вездеход.
На эмблеме спецмашины, выпускаемой на ООО «ЗМТ», изображён бегущий заяц-русак. В русских сказках его называют зайчик-побегайчик. На коротком расстоянии зверёк способен развить такую же скорость, как и его железный «собрат» – вездеход. А вот с проходимостью у лесного длинноухого похуже будет.
– Для богородского «Русака» проблемы под названием «бездорожье» не существует. Ему пути-дороги все открыты, – уверен А.В. Беляков.