На замусоренной территории гуляет ветер. В окнах производственных помещений выбиты стёкла. Их стены разрушаются, а крыши текут, и от этого помещения очень напоминают ослепших
и беспомощных стариков, ищущих приюта в современном, жестоком для них мире. Вокруг безлюдно и тихо. Эта нездоровая тишина больно ранит душу, потому что когда-то здесь кипела работа и люди с гордостью произносили: «Мы – рабочие механического завода!»
От разрушения – к пустыне?
Описанное выше касается бывшего ОАО «Богородский машиностроительный завод». Именно бывшего, потому что завода со славной историей, награждённого в годы Великой Отечественной войны за самоотверженный труд орденом Ленина, долгие годы успешно выполнявшего госзаказы оборонного комплекса страны, славящегося своими высококвалифицированными специалистами, больше нет. Кто-то теперь называет его обидным словом «заброшка», кто-то утверждает, что завод просто жил по принципу: «Отработал – принёс пользу – пора и честь знать». А есть и те (их большинство), кто не желает мириться с создавшимся положением.
Приватизированное в 90-е, предприятие в настоящее время проходит процедуру банкротства.
– Процедура началась ещё в сентябре 2009 года, но её можно было избежать, проведя реструктуризацию долгов. Они появились у предприятия при Николае Алексеевиче Чистове, бывшем председателе совета директоров, а теперь просто собственнике разрушенного завода. Так что ответственность за сложившуюся ситуацию несёт он.
8 июня 2010-го на предприятие назначили внешнего управляющего. В августе 2012 года процедуру внешнего управления прекратили, и было подписано мировое соглашение между кредиторами и заводом.
1 октября 2013-го процедуру внешнего наблюдения возобновили, так как завод не смог платить по долгам, а в мае 2014 года ввели процедуру арбитражного управления, – комментирует ситуацию Акоп Размикович Галстян, финансовый директор ОАО «БМЗ» с 2010 по 2014 год. Вместе с ним мы побывали на территории предприятия. Среди унылых, пустых, разграбленных зданий отыскать спокойное местечко для разговора оказалось делом несложным: расхитители и ребятня приходят сюда позднее.
– Варвары-расхитители почти всё уже вывезли – сейчас разграбление заканчивается: больше брать почти нечего. Изделий из металла не осталось, кабели все срезаны, даже алюминиевый пол в станкостроительном цехе кто-то умудрился снять и увезти. На очереди, видимо, заводоуправление.
А ребятишки, «забавляясь», от скуки бьют окна в помещениях – что будут дальше разрушать, никому неизвестно. Очевидно лишь одно: эти «игры» очень опасны для их жизни и здоровья. Поэтому просто необходимо в первую очередь обеспечить охрану территории, размеры которой составляют примерно 18 гектаров. Сторож с собакой, осматривающий её три раза в день, как это делается сейчас, – не выход из создавшегося положения. Арбитражный управляющий должен заняться организацией охраны, которая несла бы службу в круглосуточном режиме. Иначе через год здесь будет пустыня, – считает Акоп Размикович.
Вторая жизнь возможна
Пустыня на месте легендарного завода с точки зрения здравого, экономического и социального видения проблемы – дело немыслимое.
– Поэтому ещё одной неотложной задачей является поиск инвестора. Здесь, по-моему, идеальное место для размещения бизнес-инкубатора или технопарка. Судите сами: имеются отличные подъездные пути, включая железнодорожные; нет проблем с подачей электроэнергии, функционируют водоснабжение и канализация; некоторые производственные площади уже можно использовать, сделав минимальные капиталовложения. Чтобы подремонтировать крышу, вставить стёкла, поправить ворота, миллионы не нужны, – говорит мой собеседник и делится информацией о развитии событий вокруг завода:
– Во-первых, некоторое время назад в районной администрации состоялась встреча с арбитражным управляющим Евгением Владимировичем Цуцких, в ходе которой был составлен план дальнейших действий по привлечению инвестора или инвесторов и предоставлении им определённых преференций со стороны администрации. Во-вторых, есть договорённость, что, кроме управляющего, решать проблему организации охраны будут и предприятия, находящиеся на территории бывшего БМЗ.
Акоп Размикович Галстян хоть родом из Армении, считает себя богородчанином. Ему нравятся жители и сам город, в котором он теперь живёт.
– И мне, а точнее нам, бывшим работникам завода, его судьба не безразлична. И интерес у меня к этому не денежный – правда. В последний год работы на БМЗ я не получал зарплату и при этом в суд или в прокуратуру не обращался. Личный интерес мой заключается только в одном: хочу, чтоб территория завода оставалась рабочей территорией. Думаю, что в прежнем виде предприятие уже не возродить, но ведь завод – это не стены, а прежде всего люди. К огромному сожалению, квалифицированные кадры – основа экономической, производственной, интеллектуальной мощи БМЗ – вынуждены были в своё время искать другое место работы. Но, может быть, кто-то из них ещё вернётся сюда, если получится организовать другое предприятие. А получиться должно. При этом появятся новые рабочие места, люди будут получать заработную плату, содержать свои семьи – производственная жизнь продолжится. В нашем городе я не один разделяю такую позицию: она близка многим гражданам. На нужное богородчанам дело – восстановление производства – меня лично вдохновляет истина: «Если упал флаг, то всегда найдутся люди, которые поднимут его и пойдут дальше». Хотя и сложность данной ситуации отрицать не могу, – заявил А.Р. Галстян.
«Ждем инвестора!»
О сложностях, возникших вокруг бывшего БМЗ, говорил позднее в разговоре, состоявшемся в районной администрации, Сергей Михайлович Андреев, начальник промышленно-экономического
управления.
– Очень жаль, что некогда передовое предприятие оказалось вынужденным проходить процедуру банкротства. Несмотря ни на что, хотелось бы сохранить хорошую промышленную площадку. На мой взгляд, самый реальный вариант – это расширение производственных мощностей предприятий, уже работающих на бывшей заводской территории, таких как «Окский машиностроительный», «Приволжская стекольная компания».
Особо хотелось бы сказать об арбитражных управляющих. С этими необязательными, случайными людьми, призванными управлять процессом, предприятию просто не повезло: процедура банкротства слишком затянулась. Согласно же Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 от 26 октября 2002 года органы местного самоуправления при всём желании не имеют права ускорить этот процесс, – сказал С.М. Андреев.
За последние дни в развитии ситуации появились положительные моменты. Буквально на днях корреспонденту «БГ» позвонил А.Р. Галстян.
– Решился вопрос с охраной территории – на душе стало немного спокойней, – произнёс он. – Теперь бы арбитражному управляющему поскорее найти инвестора.