Будущее – за местными изданиями

Знак отличия «Золотой фонд прессы» стал символом качественных печатных изданий, выходящих на территории Российской Федерации. В нынешнем году им отмечено 340 газет и журналов. В их числе – и «Богородская газета».  Вручение сертификатов отличия проходило 3 апреля в Москве, в рамках уже ставшего традиционным делового форума «Качественная пресса России и перспективы ее развития», организованного оргкомитетом «Золотого фонда прессы» и издательским домом «Журналист» при поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Нужна консолидация

Для участия в форуме в Москву съехались руководители и журналисты печатных СМИ из разных уголков России – от Пятигорска до Якутска. И надо признать, проблемы у всех сегодня схожие. Именно с наболевшего, задав тон разговору, и начали свои выступления  генеральный директор издательского дома «Журналист» Г.П. Мальцев и председатель Союза журналистов России В.Л. Богданов.

Экономическое и политическое давление на СМИ возрастает, а  тенденции изменения законодательной базы складываются явно не в пользу журналистского сообщества. Проект закона об экономической независимости СМИ по-прежнему не рассматривается, статус журналиста не определен, ответственности за социальные гарантии работникам средств массовой информации никто не несет. На этом фоне по всей стране начался процесс закрытия киосков прессы.

В Госдуме создан комитет по информационной политике, технологиям и связи, но в его составе профессиональных журналистов практически нет, и не потому ли не видно отдачи от его работы?

Ничего нового и утешительного не смог сказать участникам форума и заместитель председателя названного комитета А.В. Туманов: он призвал представителей СМИ к взаимному сотрудничеству и предложил им  более активно и самостоятельно убирать препоны.

Многие проблемы, действительно, можно и нужно решать внутри профессионального сообщества, а не дожидаться пока за это возьмутся люди малосведущие. Например, это касается вопросов журналистской этики. О том, как решаются они иностранными коллегами, рассказала шеф-редактор журнала «Журналист» М.Б. Владимирова. Так, в некоторых европейские странах за нарушение журналистской этики виновного могут исключить из профсоюза, члены которого ощущают реальную защиту своих профессиональных прав, а иногда и получают более высокую зарплату.

Размышляя о сложившейся ситуации, В.Л. Богданов назвал одну из ее причин: «Мы потеряли солидарность». Попытаться возродить ее, собрать воедино конструктивные предложения по самым важным темам и выработать по ним конкретные программы предстоит на съезде Союза журналистов России, намеченном на середину апреля.

Всем ли по вкусу информационный фаст–фуд?

Основной же темой обсуждения на деловом форуме стали перспективы развития печатных СМИ в условиях рынка и обмен конкретным опытом изданий по привлечению читательской аудитории. Примечательно, что мнения о будущем прессы звучали различные, иногда диаметрально противоположные.

Генеральный директор издательского дома «Алтапресс» Ю.П. Пургин говорил о том, что с наступлением эры интерактивности людям требуется быстрая ответная реакция, и не случайно уже формируется поколение, которое большую часть свободного времени проводит не за чтением книг и газет, а в социальных сетях. Продемонстрированный на экране слайд с изображением страницы паспорта, где в поле места регистрации гражданина стоит штамп «ВКонтакте», символично и достаточно точно отображает этот процесс. Значительная часть населения довольствуется потреблением  «информационного фаст-фуда*», и в этих условиях, как считает Ю.П. Пургин, каждое издание, чтобы выжить, должно приспособиться к новым условиям, распространяя материалы в электронном виде, в том числе и через социальные сети. А чтобы сохранить журналистику, на его взгляд, нужно создать для читателей  так называемый «информационный ресторан», «журнал жизни» в печатном варианте, совсем отказавшись от публикации новостей, которые гораздо раньше можно узнать через Интернет.

Впрочем, далеко не все разделяют эту точку зрения. Действительно, с появлением мобильных телефонов, смартфонов, планшетов у населения теперь есть возможность оперативно получать информацию в любое время и в любом месте. Однако всем ли по вкусу такого рода «информационный фаст-фуд»?

Распространяемая через Интернет информация далеко не полная и не всегда объективная. Кроме того, за подписку на электронные версии газет, в отличие от печатных изданий, люди не очень-то спешат платить. То есть, бумажный носитель остается более эффективным  и  в экономическом плане, а реклама в печатных СМИ также имеет целый ряд преимуществ. Об этом говорил в своем выступлении заместитель начальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии федерального агентства по печати РФ Г.Н. Кудий.

– Интернет-ресурсы сегодня доступны и более оперативны. Но на местном уровне Интернет не сможет конкурировать с печатными СМИ, как и блогеры не станут  комментировать местные новости, которые всегда будут востребованы людьми, – уверен президент гильдии издателей печатной продукции С.Н. Моисеев. А поэтому, по его мнению, будущее у печатных СМИ есть – и оно, прежде всего, за региональными изданиями, в том числе за «районками».

Правда, меняться им, конечно, тоже нужно. Каким образом?  Об этом, делясь опытом, говорили на форуме руководители как частных, так и государственных и муниципальных СМИ.

Сразу несколько платформ – печатное издание, сайт, сетевое телевидение – работает на читателя в мультимедийной редакции «Вечерней Москвы». И при этом по продаже печатных тиражей «вечерка» на рынке Москвы опережает все другие газеты.

Как рассказал ее главный редактор А.И. Куприянов, для того чтобы привлечь читателей качеством материалов и их оперативностью, пришлось перестраивать структуру редакции, формировать у сотрудников  креативное мышление, мотивируя их к работе сразу на нескольких площадках. Журналисты, которые добывают «горячие» новости, имеют возможность дополнительно зарабатывать по 40-50 тысяч рублей в месяц за счет гонорара. При этом в «Вечерней Москве», с которой когда-то сотрудничали В. Маяковский, Ю.Олеша, Ю.Нагибин, сохранена и авторская журналистика, поскольку, как считает А.И. Куприянов, читателей привлекают в газете не только новости, но и имена.

«Самарский крест» и «Хрустальная матрёшка»

Во время форума состоялось награждение победителей ряда общероссийских конкурсов: «Главный редактор года», «Золотой лотос», «Маленький принц», «Хрустальная матрешка», «Кентавр». «Стратегия успеха», «Лучшая идея газетного бизнеса».

В честь 135-летия освобождения Болгарии от турецкого ига и за вклад в развитие культурных отношений между двумя государствами награды российским журналистам – почетный Знак «Самарский крест» – вручил чрезвычайный полномочный 
посол республики Болгария в Российской Федерации Б. Коцев. Кроме того, болгарская сторона представила для поощрения победителей конкурсов девять путевок для отдыха на черноморском побережье, а генеральный секретарь Союза журналистов Болгарии С. Тодорова рассказала о ситуации на рынке печатных СМИ в соседнем  государстве.

В рамках форума была также организована выставка печатных СМИ, удостоенных Знака отличия «Золотой фонд прессы». Почетное право провести презентацию стенда было предоставлено делегации Тюменской области. А среди массы  представленных на выставке печатных изданий – цветных и черно-белых – не затерялась и  «Богородская газета», несколько номеров которой разошлось по России.