Богородская Газета

Беспокойные сердца

Полк имени 
Матросова
Конец декабря, морозно. Невысокие кубаевские избы щедро заме­тены снегом. В это время в многодетной семье Маркиных родился еще один ребенок. Было это 29 декабря 1914 года. На следующий день священник Кубаевского храма сделал в церковной книге запись о том, что у Григория Ефимовича и Марии Ивановны Маркиных родился сын, которого нарекли Василием.
Детей в семье росло семеро: пятеро сестёр – Мария, Анастасия, Александра, Татьяна, Анна и два брата Василий и Павел. С ранней поры де­ти были приучены во всём  помогать взрослым. Чтобы прокормиться, без дела не сидели. До вой-
ны Василий работал в колхозе. А затем – фронт.
254-му мотострелковому полку, в составе которого воевал Васи­лий Григорьевич, было присвоено звание гвардейского. Значит, храб­ро воевали бойцы. Так храбро, что зимой 1943 года о подвиге, со­вершенном одним из бойцов этого полка, писали все газеты. Звали героя Александр Матросов.
В бою за высоту у деревни Чернушка Псковской области рядовой Матросов собственным телом закрыл амбразуру дзота
На фронт Саша Матросов попал 25 февраля 1943 года. Геройски по­гиб уже через два дня. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Имя Александра Матросова было при­своено 254-му стрелковому полку, а сам Герой был навечно зачис­лен в списки 1-й роты этого полка.
Заместителю командира батальона по политчасти 254 гвардейского полка имени А. Матросова В.Г. Маркину было на чьем примере вдохновлять бойцов на подвиг. О том, что он и личным примером вооду­шевлял солдат не бояться врага, говорят боевые награды Маркина: два ордена Красной Звезды, орден Отечественной вой-
ны 2-й степени, медаль «За боевые заслуги».
После Дня Победы офицер продолжил службу в армии, став кадро­вым военным. Полк был направлен после 9 мая 1945 года в Ленинград­скую область, дислоцировался в городе Кингисеппе.
Пришёл, увидел, победил
Летом 1946 года Василий Григорьевич встретил Галю. Впрочем, нет: Галину Ивановну. Девушка к тому времени не первый год рабо­тала учительницей начальных классов. Еще в 1942-м она начала учить детей в Пашигорьевской школе, а затем ее назначили заведующей на­чальной школой в деревне Полянское Сосновского района. В тот день Галина Мараева с подругами пешком отправилась на престольный праздник в соседнее село Кубаево. Там и увидел ее фронтовик Маркин, прибывший в родные места в отпуск.
Их роман, как и отпуск майора, был краткосрочным. Вскоре в доме Маркиных состоялась скромная свадьба.
– Мама у нас была красивая, как в нее было не влюбиться? – с улыбкой говорит дочь Маркиных Ирина Васильевна Крецул.
А Галине, сельской учительнице, как было не влюбиться в бравого гвардии майора, с ходу предложившего руку и сердце? Крепким узелком связала их судьбы та случайная встреча, и навсегда Галина Ивановна стала для своего Васи Галочкой, верной спутницей и подру­гой.
Сразу после женитьбы молодые супруги отбыли к новому месту службы главы семейства, в город Таллин. Там в 1947 году родилась их дочь. В школу она пошла в армянском городе Эчмиадзин. До переезда в Армению ее папе пришлось послужить три года в Румынии. Взять с собой семью в эту страну не разрешили, и только раз в полгода выдавалась Василию Григорьевичу возможность побывать в Таллине, посмотреть, как подрастает маленькая дочка.
Его
 университеты
В середине пятидесятых годов в армии прошло массовое сокраще­ние. Василию Григорьевичу предлагали в качестве места жительства такие крупные города, как Минск, Киев, Ленинград, обещали, что квартирой семья будет обеспечена. А он проявил характер: поедем в Богородск, поближе к родне, и все тут. Главным аргументом  для Галины Ивановны стало то, что Ира, учившаяся му­зыке, могла в Богородске продолжить музыкальное образование. Так по решению отца семья вернулась в Богородск, поселившись на ти­хой улице Карла Маркса.
Здесь стоял родительский дом (Маркины-старшие в конце жизни пе­ребрались из Кубаева в Богородск). В нем после смерти родителей жила семья младшего брата Павла Григорьевича. Стали жить все вместе – в тесноте, да не в обиде. Вскоре из маленького домика стали слышны гаммы, ра-
зучиваемые Ирой, которой купили пиани­но.
Начался новый период в жизни Василия Григорьевича и его семьи. Главными университетами в его жизни была война. А в мирное время, чувствуя недостаток образования, майор не стеснялся вновь сесть за парту. В Армении он окончил среднюю школу при Ереванском Доме офицеров. Затем учился в вечернем университете марксизма-ленинизма. Проходил военно-политические курсы переподготовки. На экзаменах проверяли и знание устава, и географию с историей, и предмет «Курс партполитработы в Вооруженных Силах». 
С солидным жизненным багажом В.Г. Маркин прибыл в родные места. Первым местом его работы в Богородске стала редакция районной га­зеты, которая в ту пору называлась «Ленинская победа». Его супруга начала работать учителем начальных классов: с сентября 1956 года – в школе № 4, через год – в школе № 3, которая и стала ее постоян­ным жизненным и профессиональным причалом.
Сила – в правде
С ответственностью опытного политработника, мужеством фронтови­ка и любовью к родным местам начал Василий Григорьевич в 1956 го­ду трудиться в сельскохозяйственном отделе редакции, которым в ту пору заведовала Муза Петровна Суркова. Редактором «Ленинской побе­ды» была Валентина Федоровна Антонюк. Она вспоминает, что литсотрудник Маркин был человеком скромным, спокойным, журналистом – принципиальным, при этом в работе очень исполнительным, безотказным. Чтобы в газете оперативно появился материал, со временем не считался, работал, если было надо, и в выходные дни.
Транспорта у редакции не было, на село корреспонденты отправлялись или пешком, или на попутках. Василия Григорьевича выручал собственный мотоцикл. Правда, как вспоминает Валентина Федоровна, в район Маркин отправлялся на мотоцикле, а обратно чаще всего мотоцикл на нем – на бездорожье выходила из строя старенькая техника.
В ту пору большим дефицитом на газетной полосе были снимки. Ва­силий Григорьевич как фотограф-любитель был для редакции находкой: в поездки он брал фотоаппарат, и его заметки часто сопро­вождались фотоснимками. В его фотографиях было заметно желание ухватить для газетной полосы живую эмоцию, живую сценку, передать настроение, избежать ходульных снимков.
«Каждый корреспондент призван вскрывать недостатки, помогать очищаться от всего, что мешает коллективам идти вперед» – по такому принципу жил в ту пору редакционный коллектив, шагавший в ногу со всей советской журналистикой. Сотрудники «Ленинской победы» были уверены, что сила – в правде, потому правдиво описывали в своих заметках и репортажах то, что довелось увидеть в поездках по району. Газета считала своим долгом не только вскрывать недостатки, но и следить за тем, чтобы принимались меры к их исправлению.
Какой ценой достается газетчикам борьба за правду, Василию Григорьевичу пришлось испытать на себе. На журналистской работе его настиг инфаркт.
Прислушавшись к совету подыскать место поспокойнее, Маркин оставляет редакцию. Он перешел на должность заведующего магазином № 7. Магазин был очень большим по меркам того времени, многолюдным – ведь располагался он в самом центре Богородска, на площади (ныне этого здания нет). Освоиться на новом месте ему помогал знаток торгового дела фронтовик В.М. Большаков, возглавлявший в ту пору Богородский торг.
Жизнь тем временем вошла в свою колею. Из маленького родитель­ского дома, где было тесно двум семьям, Маркины перешли на частную квартиру. А затем стали счастливыми обладателями квартиры на улице Ленина, пусть и с частичными удобствами.
Но все чаще Василия Григорьевича стало подводить сердце, подко­шенное фронтом и, наверное, его очень ответственным отношением к жизни. После второго инфаркта Маркин оставляет хлопотную должность завмага и переходит на работу в местное отделение ДОСААФ. И здесь бывший офицер приходится, что называется, к месту. Но в феврале 1975 года он неожиданно почувствовал себя плохо. Третий инфаркт стал последним. Василию Григорьевичу Маркину было 60 лет.
Его дочка Ирина к тому времени получила образование, став медицинской сестрой, вышла замуж за военного. Поездив по военным гар­низонам, Ирина Васильевна с мужем и детьми вернулись в Богородск, где она уже много лет трудится медсестрой в поликлинике.
Ее мама Галина Ивановна работала учителем начальных классов, пока ее не подкосила внезапная тяжелая болезнь. Более тридцати лет она отдала ученикам школы № 3, уйдя из школы, а вскоре и из жизни в 1989-м году. Галине Ивановне было 66 лет.
… В октябре «Богородская газета» отметила свой 83-й день рождения. Как полноводная река, газета неудержимо движется вперед. Но каждый день она нуждается в «притоках» – больших и малых: от хроники в десяток строк до репортажа на половину газетной полосы. И мы, сегодняшнее поколение газетчиков, благодарно вспоминаем всех, чьи журналистские материалы наполняли газету в разные годы ее существования – наполняли живым и правдивым словом.
Светлана 
Кузьмичева

 

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.