Богородская Газета

Богородские купола

Богородские купола
Фото: ЛОБАСТОВ

                                                                          Родовая церковь
Богородская земля. Не случайно она связана с именем Бога. Даже само название села, по мнению многих краеведов, идет от церкви Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной в 1791 году близ Кабацкого озера. 

Начало XIX-го века было ознаменовано в нашем селе строительством еще одной церкви – Воскресенской, каменной, воздвигнутой в самом центре. 
Через восемь лет, в 1810 году, на кладбище была построена Всехсвятская каменная церковь. Она так и именовалась – кладбищенская. Приписана была к Богородицерождественской церкви.
К 1816 году тогдашний владелец села Богородского, генерал-майор Василий Сергеевич Шереметев, осуществил свое решение выстроить родовую церковь-усыпальницу. Ее главный придел был освящен в честь Успения Божией Матери. Здесь, в крипте (усыпальнице) родовой церкви и нашли свой последний приют супруги Шереметевы. 
Поскольку история Успенской церкви тесно связана с фамилией Шереметевых, напомним, что супругу В.С. Шереметева звали Татьяной Ивановной. Родом она была из Полтавы, и женился на ней Василий Сергеевич уже в зрелом возрасте – жениху было около сорока, а юная невеста была младше его на 18 лет. 
В 1797 году, когда 45-летний генерал-майор выходит в отставку, семья из многочисленных своих владений выбирает на жительство село Богородское. К тому времени их старшему сыну Сергею, родившемуся в 1792 году, было пять лет. Именно он, генерал-майор С.В. Шереметев, герой Отечественной войны, и встанет со временем во главе огромного отцовского наследства, впишет свою заметную и неоднозначную страницу в историю Богородского. 
 Татьяна Ивановна ушла в мир иной раньше своего более пожилого супруга, в 1830 году. Василий Сергеевич ненамного пережил жену, скончался в феврале 1831 года. Их гробы стояли рядом в усыпальнице родовой Успенской церкви. 
                                                                          «Патриот по душе и действиям»
Младший сын их Николай появился на свет в 1802 году. Выпускник Пажеского корпуса, начавший службу в лейб-гвардии Преображенского полка в 1823 году, он вошел в историю России как декабрист. Его старший брат Сергей Васильевич, напротив, участвовал в подавлении восстания декабристов в 1825 году и пожалован был званием флигель-адъютанта. Вольнодумца же Николая Васильевича разжаловали, сослали на Кавказ, в 43-й егерский полк действующей армии. Отличился в сражении 1828 года в войне против Персии. Через несколько лет поручика Шереметева произвели в штабс-капитаны, но вскоре болезнь вынудила его покинуть службу. 
Поселился младший Шереметев в имении Николаевка Горбатовского уезда. Дошедшие до наших дней сведения дополняют портрет участника декабристского восстания обаятельными чертами: много сил отдает народному просвещению, как попечитель Александровского дворянского института и губернской гимназии помогает им делами и деньгами. В последние годы жизни статский советник Н.В. Шереметев был избран предводителем дворянства в Нижегородской губернии. В 1849 году он скончался.
Нижегородский краевед В.И. Перевезенцев в своей книге «Шереметевы на нижегородской земле» приводит речь Мельникова-Печерского, которую он произнес над гробом Н.В. Шереметева, «патриота по душе и действиям, благородного образа мыслей, глубоко сочувствующего всему высокому и прекрасному». Похоронен был декабрист в той же Успенской церкви села Богородского, рядом с родителями. 
После отмены крепостного права, в 1861 году, Успенский храм становится приходским для духовенства села и жителей десяти ближних деревень: Шопова, Высокова, Выболова, Демидова, Княже Поля, Крастелихи, Лазарева, Песочного, Антеньева и Березовки. 
Сто лет назад, по архивным данным, в приходе Успенской церкви было 1452 мужчины, 1529 женщин. 
В 1938 году, по данным краеведа А.В. Малышева, Успенская церковь была закрыта. Но ей, в отличие от других богородских храмов, была суждена более счастливая судьба. Она уцелела и единственной из древних святынь города дошла до наших дней. Остальные же церкви и часовня были сломаны, и, как пишет В.П. Шеломаев в своей книге «Богородский район», «кирпич из них употреблен на строительство городской больницы и многоэтажной школы-десятилетки» (школы № 3). 
Послевоенное время вписало в историю Успенского храма новую страницу: здесь начал работу Богородский хлебозавод. Первым его директором в 1946 году был назначен Михаил Львович Каганович. 
                                                                           Новая страница
2014 год. Новый этап в истории Успенского храма. Он возвращен в лоно Русской православной церкви. В стены, долгие годы служившие иному предназначению, вернулись слова православной молитвы. 23 мая митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, благочинный Богородского округа Александр Гимоян и священнослужители Нижегородской епархии отслужили здесь первый молебен.
 Сегодня продолжается работа по восстановлению старинного храма, начавшаяся несколько месяцев назад. О ее этапах мы беседуем с отцом Сергием, первым помощником благочинного Богородского округа по общим вопросам и настоятелем прихода богородских храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Пресвятой Живоначальной Троицы. 
Он пояснил, что с момента возвращения земельного участка, на котором расположен храм, в собственность Нижегородской епархии, началась активная реставрация церкви. На хлебозаводе было два этажа – в настоящее время это перекрытие демонтировано, как и все пристройки послевоенного периода. 
Владимирский архитектор Юрий Андреевич Коваль, с которым давно и плодотворно сотрудничает Нижегородская епархия, составлял проект восстановления храма в строгом соответствии с сохранившимися в архиве чертежами. Работа по реставрации храма предстоит большая. В настоящее время ведется строительство алтарной части. 
 Колокольня в советское время была полностью разрушена – от нее остался только фундамент. Она высоко возносилась над бывшей Базарной площадью – более чем на сорок метров, и была видна издалека. Ее планируют возвести на старом месте. 
Ведется расчистка помещения, где находилась фамильная усыпальница Шереметевых. Судьба останков Т.И. и В.С. Шереметевых, их сына Н.В. Шереметева пока остается тайной. Расспросив ряд местных краеведов, услышала следующую версию, в свою очередь, узнанную ими от старожилов: при строительстве хлебозавода понадобилось помещение для хранения зерна. Помещение усыпальницы, по мнению работников, этой надобности отвечало. При участии работников милиции (кто-то говорит, под покровом ночи) из склепа были извлечены гробы дворян Шереметевых и… А вот дальнейшие шаги участников этого действа и судьба останков остаются темным пятном в нашей истории. 
                                                                        Общим вкладом
Но вернемся в день сегодняшний. Богородчане по мере сил участвуют в долгожданной возможности восстановить сохранившуюся древнюю святыню. Кто деньгами, приобретая специально напечатанные для реставрации церкви благотворительные билеты, кто личным участием в субботниках по расчистке территории. Создан Попечительский совет при Успенском храме, в состав которого входят глава местного самоуправления района К.В. Пурихов и заместитель председателя Земского собрания района А.Н. Девнин, много внимания уделяющие восстановлению древних святынь на богородской земле и строительству новых церквей. 
Возвращены из забвения и усилиями многих благодетелей были восстановлены и отреставрированы в постсоветское время три монастыря: самый древний Николаевский Амвросиев Дудин монастырь, Богородицкий мужской монастырь в Оранках, Покровский женский монастырь в Лукине.
 Действуют храмы в с. Алешкове (Смоленской иконы Божией Матери), с. Доскине (Казанской Божией Матери), с. Лакша (Божией Матери «Неопалимая Купина»), с. Каменки (св. Николая Чудотворца), д. Сартаково (св. равноап. кн. Владимира), пос. Буревестник (иконы Божией Матери «Нечаянная радость»), в с. Нагавицине (Вознесения Господня) и другие.
 Место бывшего Воскресенского храма, располагавшегося в центре города и закрытого в 1929 году, а затем разрушенного, ныне освящено появлением храма-часовни в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Сюда, как и в Покровский, Троицкий городские храмы, приходит для молитвы немало богородчан.
В этом году в районе было заложено сразу несколько новых храмов. Это Казанская церковь в деревне Ключищи, храм в честь Серафима Саровского в поселке Владыкино (в близи д. Кожевенное). На территории Оранского мужского монастыря будет строиться еще одна церковь – в честь преподобного Нектария Печерского.
30 ноября прошлого года в Хабарском была заложена церковь в честь Архистратига Михаила. В поселке Приозерном строится великолепный большой храм в честь Александра Невского. Его строительство со стороны епархии курирует о. Сергий (Матвеев), секретарь Нижегородской епархии и наместник собора Александра Невского в Нижнем Новгороде.
Церковь ни воздвигнуть, ни восстановить без общих усилий. Так, в Ключищах с предложением строительства церкви выступило несколько молодых людей, имеющих в этой деревне дачные дома. Деревенские жители благое дело поддержали: уже на следующий день после совершенного владыкой Георгием чина освящения закладки храма инициативная группа из местных жительниц прошлась по домам, собирая деньги на строительство церкви – кто сколько может. Так и в старину церкви строили – общим вкладом, и стояли они веками, привлекая в свои намоленные стены всех страждущих в очищении души и обретении душевного покоя. 

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.