Богородская Газета

Как в театре побывали

Как в театре побывали
Фото: СКУЧИХИНОЙ

В восьмой раз работники библиотек присоединились ко всероссийской акции «Библионочь». Прошла она под лозунгом «Весь мир – театр» в связи с тем, что нынешний год объявлен Указом президента России Годом театра. Читальный зал центральной районной библиотеки вечером наполнился как представителями старшего поколения, так и молодыми людьми.

Присутствовавшие могли ознакомиться с выставкой литературы «Великий волшебник театр». Краевед, коллекционер и театрал И.В. Окунев организовал выставку марок, почтовых карточек, открыток с видами российских театров, с портретами известных театральных артистов, а также программок, репертуаров нижегородских театров под названием «Да здравствует театр!». Затем библиограф Е. Селезнева рассказала об истории театра. Слово это греческого происхождения (зародился театр в Древней Греции ещё в 534 г. до н. э.) и означает «место для зрелища». Сообщение было удачно дополнено анимационным фильмом и фрагментами видеопрограммы о создании первого российского театра. Блок «Театр в сюжетах и лицах» представляла заведующая отделом обслуживания Н.А. Санкина. С 5 июня 1964 года до начала 80-х годов на центральном телевидении просуществовала телепередача «Театральные встречи», съемки которой проходили в Центральном Доме актера Всероссийского театрального общества, что на Пушкинской площади в Москве. Встречи с артистами столичных театров носили характер «капустников» и были наполнены веселыми скетчами, миниатюрами, интермедиями. «Зачинателем» их в своё время являлся великий труженик русского театра М.С. Щепкин. Традиция «капустников» во многих театрах сохранена до наших дней. «Театральные встречи» побывали в гостях у Михаила Жарова и Леонида Утесова. Вместе с этими знаменитыми артистами богородские любители театра вспомнили романс в исполнении Н. Сличенко «Милая», а также известную шуточную песенку «У самовара». Богородские зрители от души посмеялись, посмотрев на экране фрагменты из спектакля «Энергичные люди» с участием Евгения Лебедева и телепередачи «Приют комедиантов», в которой снимался Константин Райкин. Игровую часть программы «Библионочи» провела библиотекарь М.Б. Чижова. Книгочеи и театралы показали свои знания в ответах на вопросы слайд-викторины «Театральное ассорти». Желающие отгадывали ребусы с именами драматургов и названиями их произведений, силуэтные портреты писателей. А затем все сели за круглый стол и почувствовали себя как будто в театральном буфете во время антракта, где могли за чашкой чая или кофе обсудить премьеры нижегородских театров, посещаемых богородскими театралами. Краеведы В.М. Орлов и И.В. Окунев завели разговор о том, что в XIX веке домашний театр существовал в с. Лукино, в поместье нижегородского театрального критика и музыковеда А.Д. Улыбышева. В 1848 году им была написана комедия в трех действиях «Вздыхатель без денег». Пьеса была найдена в одном из архивов кандидатом филологических наук В.Ю. Белоноговой из Нижнего Новгорода, впервые опубликована в 2014 году к 220-летию со дня рождения нашего знаменитого земляка. В этом же году быль-небылица, как обозначил жанр своей пьесы сам автор, получила новое рождение на сцене учебного театра Нижегородского театрального училища им. Е.А. Евстигнеева на курсе заслуженного артиста России А.В. Мюрисепа. Нельзя было не вспомнить тот факт, что в 1934 году в Богородске родился будущий известный артист Анатолий Солоницын. Его актерская карьера началась в 1960 году в Свердловском драмтеатре. Потом она продолжалась в театрах Минска, Новосибирска, Таллина. В 1972 – 1976 гг. он работал в театре имени Ленсовета, но затем переехал из Ленинграда в Москву. В театре «Ленком» в 1977 году его друг, режиссер А. Тарковский ставил премьеру «Гамлета», где главную роль сыграл А. Солоницын. В 30-х, начале 40-х, а затем в 50-е годы ХХ века в Богородске на сценах клубов «Красный кожевник», промкооперации имени Лобова, городского кинотеатра шорно-седельной фабрики им. К. Маркса ставились спектакли любительских самодеятельных коллективов. В первом составе богородских артистов было много супружеских пар – Лукины, Кокоревы, Пугины, Бакурские, Марковы и другие. Среди второго поколения: Г.М. Александров, И.А. Санкин, Н.В. Таланин, Б.М. Солодовников, В.А. Поташов, Е.Ф. Суркова, А.А. Полянинова, Г.Н. Плясунова, С.М. Гурьева, Н.А. Калинцева, Б.В. Шапошников, С.А. Филиппов, В.И. Рязанов, А.А. Красненкова, К.А. Метлин, В.А. Сухов. Декорации к спектаклям оформляли художники Н.В. Таланин, К.И. Назаров, М.М. Русинов. Помощником режиссера была Н.А. Таланина, режиссером-постановщиком – Я.Т. Александрушкин. В 50-е годы спектакли ставили Валентин Соколов, К.А. Метлин. Пьесы А. Островского «Бесприданница», «Гроза», «Без вины виноватые», «Бедность не порок», «Лес», «Поздняя любовь», М. Горького «На дне», «Васса Железнова», «Егор Булычев и другие», К. Тренева «Любовь Яровая», А. Афиногенова «Машенька» шли с большим успехом и оценивались критиками на уровне профессиональных театров. В 1955 году театральный коллектив шорно-седельной фабрики под руководством К.А. Метлина принимал участие во Всесоюзном смотре художественной самодеятельности, где представлял пьесу А. Корнейчука «Платон Кречет». В этом спектакле играли супруги Каштановы, В.А. Родио- нов, Р.А. Ионова, П.А. Арясов, А.Н. Бенедиктова, К.Т. Щербаков, Г.А. Бескаев и другие. В 60-х – начале 70-х гг. на сцене выступали А.С. Шестаков, Т.А. Бородина, А.И. Кочетов, А.Я. Комарова, Д.А. Сургутов. Закончилась «Библионочь» на поэтической ноте. Стихи собственного сочинения выразительно прочли члены литературного клуба «Русский дух» богородские поэты Н. Малочкина, Н. Пчелин, И. Ломалов, В. Антоненко. Хотелось бы верить, что прошедшая «Библионочь» пробудила в читателях и зрителях, пришедших в библиотеку, интерес к классическим спектаклям, многие из которых сейчас легко доступны благодаря Интернету, и подарила радость общения с огромной Вселенной, имя которой – актерское искусство России.

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.