Богородская Газета

Лесничий – человек государственный

В третье воскресенье сентября отмечают свой профессиональный праздник работники лесного хозяйства. В этом году он выпадает на 21 число. Золотая осень, когда лес особенно щедр и по-праздничному наряден, конечно, – лучшая пора для Дня работника леса. Но история его возникновения связана с более прозаическими причинами. В сентябре 1977 года в Советском Союзе было принято лесное законодательство, регулирующее вопросы ведения лесного хозяйства. К дате выхода закона и был приурочен праздник, учрежденный в 1980 году. 
 

Фамилия Максимовых на богородской земле прочно связана с лесом. Отец Андрея Ивановича руководил лесхозом с 1963 по 1974 годы, а сам он, продолжив лесную династию, вступил в эту должность в пору перестройки, в 1987 году. 

Лесхоз никогда не был тихой гаванью, и в девяностые годы вместе со всей страной переживал тяжелые времена. Сплоченность коллектива, умелое руководство позволяли выходить из сложных обстоятельств, которые подбрасывала тогдашняя экономическая ситуация, и выходить без потерь. Лесхоз не только выполнял свою главную задачу – беречь и приумножать лес, но и находил возможность для укрепления материально-технической базы. Девяностые годы, которые иначе как «лихими» ныне и не называют, продолжали для работников лесхоза оставаться временем созидания. Именно в этот период в Богородске, в Ключищинском, Оранском и Афанасьевском участковых лесничествах предприятием были построены оригинальные в архитектурном плане, просторные, светлые и красивые здания, которые и конторой-то не назовешь – настоящие терема. 
– В начале девяностых годов в Богородском лесхозе работало 350 человек, – листает страницы «новейшей истории» А.И. Максимов. – При этом 70-80 человек занимались вопросами охраны и защиты леса, а остальной коллектив зарабатывал средства на то, чтобы содержать лес в порядке, проводить мероприятия по восстановлению лесных насаждений, принимать противопожарные меры, покупать технику. Большую часть затрат (примерно 70 процентов) на эти мероприятия лесхоз брал на себя, зарабатывая деньги на заготовке и переработке древесины. Система, когда одна организация и охраняла лес, и вела вырубку, была привычной и устоявшейся в нашей стране формой ведения лесного хозяйства. Новое лесное законодательство внесло в нее коренные изменения. С принятием Лесного кодекса функции, которые выполнялись в рамках одного предприятия, были разделены. С одной стороны, это логично: восстановлением, защитой и охраной лесов должна заниматься одна организация, а заготовкой древесины – другая. Но понятно, что раздел любого единого организма – процесс всегда болезненный, ведь за ним стоят люди, чья жизнь на протяжении многих лет была связана с лесом.
– Какие итоги реорганизации можно подвести сегодня?
– С началом реализации положений Лесного кодекса лесхоз стал выполнять функции хозяйственные, а государственные функции лесной охраны были возложены на выделившуюся из его состава новую организацию – Богородское районное лесничество. Оно включает в себя 4 участковых лесничества: Богородское, Ключищинское, Оранское, Афанасьевское. Площадь лесов, за которые мы в ответе, составляла 36 тысяч га, к ним добавилось более 12,5 тысячи га лесных угодий сельскохозяйственных предприятий. Теперь это почти 49 тысяч га лесов – примерно третья часть нашего района. В начале девяностых, как я уже упоминал, эта покрытая лесами территория находилась под присмотром восьми десятков человек государственной лесной охраны, ныне в районном лесничестве трудятся 10 человек, включая директора. 
За лесничими закреплены огромные территории, на которых нужно проводить мероприятия по воссозданию лесов, их защите от самовольных порубок, пожаров, возбудителей болезней… На каждом участке у нас работает по два человека – лесничий и его помощник. Штат, что и говорить, немногочисленный. Выручает то, что каждый из них по-настоящему предан своей профессии, душой переживает за родные леса. Сложились целые семейные династии. В Ключищах лесничему Владимиру Ивановичу Анурину помогает его сын Иван Владимирович. В Оранском лесничестве трудятся отец и сын Щенниковы. В Афанасьевском лесничестве за порядком смотрит опытнейший лесничий А.В. Кочунов.
Дочь Т.Г. Банновой Ирина Лебедева также пошла по семейной дороге: ее дедушка Николай Васильевич Баннов всю жизнь работал водителем в лесхозе, и работал ударно – за свои трудовые достижения был награжден орденом Ленина! Таких лесничих, как Татьяна Григорьевна, тоже по всей России поискать – сорок лет отдала лесному хозяйству, всю жизнь работая на одном месте – в Богородском лесхозе, затем в лесничестве. Ирина Александровна Лебедева представляет в нашем районе такую организацию, как Лесной реестр, и работает с нами в тесной связке.
– Как сложилась судьба 
Богородского лесхоза?
– Лесничество выполняет роль органа управления. Функции его заключаются в контроле и надзоре за качеством работ, выполненных хозяйствующей организацией. Мероприятий, которые необходимо проводить в лесу для поддержания его «здоровья», много. Их выполнение проводится на контрактной основе, путем участия хозяйствующего субъекта в аукционе. 
Механизм вроде бы стройный. Но за те годы, что работаем по новой системе, вопросов по «притирке» деталей этого механизма по-прежнему возникает немало. А факты таковы. На сегодняшний день из 36 лесхозов области остаются на плаву не более десяти, некоторые из них находятся в стадии ликвидации. В начале этого года процедуру ликвидации пережили Павловский и Богородский лесхозы. 
Судьбу последнего предопределил ряд объективных обстоятельств, суть которых вот в чем. Если взглянуть на схему территориального планирования Нижегородской области (ее можно найти в Интернете), то наглядно можно увидеть, что зеленым островкам на территории нашего района, обозначающим лесные массивы, присвоен статус защитной зоны Нижнего Новгорода. Такой огромный город нуждается в зеленой зоне – «легких» для его жителей. Лесоустройство, проведенное в прошлом году, к категории защитной зоны мегаполиса отнесло большую часть богородских лесов. Такой статус приобрели леса, расположенные на территории Афанасьевского, Богородского, Оранского и большей части Ключищинского лесничеств. Это налагает ряд существенных ограничений на вырубку леса, и существование хозяйствующей организации, живущей за счет заготовки древесины, в таких условиях перестает быть рентабельным. 
– Кто же пришел на смену лесхозу в выполнении лесозащитных и лесовосстановительных работ?
– В этом году аукцион на выполнение таких работ выиграло государственное предприятие Нижегородской области «Нижегородский лес». В соответствии с контрактом оно ведет их, кроме Богородского, на территории Городецкого, Кстовского и Павловского районов. 
«Нижегородскому лесу» после ликвидации Богородского лесхоза были переданы техника, гаражи, пожарно-химические станции (две в Богородске и одна в Ключищах). В это предприятие перешел и ряд работников лесхоза (на момент его ликвидации в штате насчитывалось почти шестьдесят человек).
Перечень госзаданий, предусмотренных контрактом, большой. Среди них и противопожарные работы (устройство дорог для проезда техники, минерализованных полос, противопожарных разрывов между населенными пунктами и лесом и в самом лесу, установка шлагбаумов и аншлагов, прочистка просек), и воспроизводство леса. Силами «Нижегородского леса» подготовка почвы в нашем районе была проведена на 30 га. На сорока га были посажены такие лесные культуры, как сосна и ель, еще на 15 га были дополнены посадки предыдущих лет.
– Минувшая весна выдалась необычайно жаркой, и даже возникали опасения, не повторится ли зной 2010 года, когда на протяжении более пятидесяти дней подряд стояла аномально сухая и жаркая погода.
– Предпринимались все усилия, чтобы не допустить возникновения лесных пожаров. Высокий уровень пожарной опасности (4-й класс) держался в наших лесах почти полтора месяца. В течение нескольких дней он поднимался до пятого класса. Все это время за обстановкой в лесных массивах следили с воздуха – авиационное патрулирование вели пилоты Нижегородского лесопожарного центра. На земле также велось постоянное патрулирование силами мобильных бригад, в которые входили работники лесничества, правоохранительных органов, местных администраций. При высоком классе пожарной опасности вводился запрет на посещение лесов, и за его соблюдением велся постоянный контроль. В 99 процентах случаев к пожарам приводит халатность человека – брошенный окурок, непотушенный костер. И то, что «Богородская газета» в разъяснительной работе приняла активное участие, постоянно поднимая эту тему на своих страницах, – большое благо. Общими усилиями пожаров удалось не допустить. Было зафиксировано только одно возгорание, на территории Афанасьевского лесничества. Кто-то бросил непотушенный окурок в траву, и на лесной опушке занялся пожар. Лесничий среагировал оперативно: вовремя обнаружил и принял меры к тушению пожара, который к тому времени разгорелся на пятачке примерно в три сотки.
– Непостижимо, как лесничему, контролирующему такую огромную территорию, удалось оказаться в нужном месте в нужное время…
– В этом и заключается профессионализм. Каждый из лесничих понимает: пожар в лесу вовремя не заметишь – быть большой беде. Наряду с опытом и постоянным наблюдением за лесом важна мобильность. Все наши лесничие имеют патрульные автомобили, оснащенные на «всякий пожарный» случай всем необходимым для тушения огня: помпой, емкостями, запасом воды, бензопилой… Это и помогло лесничему справиться с огнем.
– Такие кадры надо беречь пуще любых угодий.
– Наши лесничие душой к лесу прикипели, как специалисты росли на наших глазах. И условия, в которых они работают, должны быть достойными. В августе в нашем районе побывал заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Анатолий Иванович Булдаков. Увидев, какие у наших лесничих благоустроенные офисы, и даже в таком дальнем лесном углу, как Ключищи, не сдержал восхищенного возгласа: «Ну вы, ребята, даете!» А что? Лесничий – человек государственный, которому вверена судьба национального достояния – лесного богатства. А уважение к нему складывается из многих факторов. То, какие условия созданы для работы лесничего, – немаловажно. И здания контор, которые мы в свое время сумели построить, служили и будут служить лесничествам – как дань уважения людям, которые посвятили свою жизнь нелегкому делу охраны и защиты лесов.

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.