Богородская Газета

«Слушайся своего сердца»

«Слушайся своего сердца». Выставка под таким названием была открыта в Центре «Досуг» 28 ноября и  продолжает свою работу. Она  посвящена 80-летию нашего земляка, известного актера Анатолия Солоницына.

Кадры из фильмов, снимки из семейного архива, открывающие нам нового, неизвестного широкой публике Солоницына, фотографии, сделанные во время спектаклей, журнальные статьи, книги…  Эти и другие экспонаты выставки позволяют богородчанам глубже узнать, каким он был, Анатолий Солоницын – актер и человек, родившийся 
30 августа 1934 года в городе Богородске, в семье ответственного редактора «Ленинской победы» Алексея Солоницына и его жены Нины, диктора местного радио.
Эта выставка была организована благотворительным фондом «Белый день» и Союзом кинематографистов России при поддержке министерства культуры РФ.
В Год культуры с нею познакомились жители трех знаковых для Анатолия Солоницына городов: Москвы, Санкт-Петербурга и Богородска.
– При подготовке юбилейных мероприятий мы сразу планировали задействовать в них  то место, где родился мой отец – Богородск, – сказала журналистам на открытии выставки в нашем городе Лариса Оттовна Солоницына. – И я очень рада, что идея привезти выставку на малую родину отца осуществилась. Богородчане, несомненно, должны больше знать о своем земляке. И я это говорю не потому, что Солоницын – мой отец, он прежде всего очень талантливый актер и хороший человек, очень честный. Подтверждение этому нахожу до сих пор, общаясь с людьми, с которыми он дружил, с которыми вместе снимался. За всё это время не услышала об отце ни одной не то что плохой, а даже хоть сколько-то сомнительной истории. Считаю, что в наше время очень важно помнить о таких людях – открытых, честных, преданных своим друзьям, своему делу.
Надеюсь, что не только для людей старшего поколения, помнящих фильмы с участием Анатолия Солоницына, но и для молодых эта выставка станет неким событием, а может, послужит толчком к тому, чтобы узнать больше об этом человеке, посмотреть фильмы, в которых он снимался.

Кроме Л.О. Солоницыной (на снимке), на открытии выставки в Богородске побывали ее коллеги по Музею кино. С недавних пор Лариса Оттовна, по образованию киновед, возглавляет это государственное учреждение культуры. Мы решили воспользоваться моментом и побольше узнать, что представляет собой Музей кино.
Вначале – небольшая историческая справка.
 Необходимость бережного отношения к произведениям и историческому пути «важнейшего из искусств» осознавалась уже в начале прошлого века, при зарождении кинематографа. Однако попытки перейти от слов к делу не раз терпели фиаско. В 1926 году музей кино был открыт в Москве, в государственной академии художественных наук (ГАХН). Но уже через шесть лет ГАХН упразднили, и собранные для музея кино ценные материалы (первые киноаппараты, сценарии, эскизы, плакаты) были частично утрачены.
Планы возродить музей осуществились много позже. В 60-е годы началось строительство киноцентра на Пресне с прицелом открыть в нем Музей кино. Эта идея осуществилась только к весне 1989 года, когда состоялось официальное открытие Центрального музея кино. Он, как и планировалось, расположился на Пресне и включил в себя фондовые хранилища, выставочные залы, систему кинозалов, в которых показ отечественного и мирового кино вёлся по музейным принципам.
Деятельность Музея кино ведется по трем основным направлениям: собирание, систематизация и описание документов и материалов по истории кинокультуры, организация фондовых, тематических и персональных выставок, показ лучших фильмов, ставших заметным явлением в искусстве.
В новом веке Музей кино оказался лишен собственного здания: на Пресне он работал до конца 2005 года. Его существование на протяжении почти десяти последних лет осложняет извечный и пока нерешенный московский «квартирный вопрос». Фонды и коллектив государственного центрального музея кино приютила киностудия «Мосфильм». Поэтому разговор с заместителем директора музея кино по развитию Л.В. Баженовой мы и начали с самого животрепещущего для музейщиков вопроса: обретения музеем собственного помещения.
– Помещение Государственный центральный музей кино пока не обрел, но мы уверены в том, что это должно решиться в ближайшее время, поскольку и министерство культуры России, и мэрия Москвы очень заинтересованы в том, чтобы музей обрел свой дом, – ответила Лариса Вячеславовна. – В настоящее время одно из основных предложений – павильон на ВДНХ. На сегодняшний день это восстанавливающийся, очень перспективный выставочный комплекс. Коллектив музея небольшой, 30 человек, в основном это люди, связанные с хранением фондов. Это профессионалы, которые знают и любят свою работу. И мы уверены, что в случае обретения своего помещения справимся с таким событием, как переезд и размещение на новом месте. 

– К сожалению, о музее кино в глубинке мало кто слышал.
– Действительно, о музее кино больше знают люди профессиональные – киноведы, кинокритики. Конечно, музейные фонды должны работать и для профессионалов, и для студентов – будущих профи киноиндустрии, чтобы они набирались опыта, могли заниматься научными изысканиями. Но при этом нужно выходить и на массового зрителя, что, собственно, делают все музеи кино в мире. На их площадках проходят выставки и кинопоказы, которые рассчитаны и на широкую публику. Мы также планируем в 2015 году провести несколько выставок не узкопрофессиональных, а предназначенных для массового зрителя.

– Какими будут эти выставки?
– Одна из них будет посвящена военным операторам. Поскольку у нас нет своего помещения, мы договорились с музеем Великой Отечественной войны на Поклонной горе, который примет нас на своей территории. 2015-й год посвящен 70-летию Победы, будет много выставок, и нам грех не принять в этом участие, потому что у Музея кино огромные архивы, в том числе и посвященные работе военных операторов. Это не только фотографии и кадры документального кино, но и документы рукописного фонда. Поясню: после окончания съемки операторы брали бумагу и описывали то, что сняли, какой был сюжет, и эти листы отправляли на проверку.

– На проверку военной цензуре?
– Не совсем так. Нужна была четкость в том, для какой аудитории снят сюжет – для массового зрителя или для иных целей. Таких документов, написанных военными операторами, у нас сохранено огромное количество. Читая их, видишь войну другими глазами. Думаю, это будет очень интересно зрителям, тем более сегодня, когда в мире вновь вспыхивают войны, льется кровь, гибнут мирные граждане и среди них военные операторы. Перекинуть мостик в этой профессии от Великой Отечественной войны к сегодняшнему дню – одна из идей, которую хотелось бы отразить на выставке. Соединяя прошлое и настоящее, посмотреть, что изменилось, а что необходимо изменить для большей защищенности операторов, выходящих со своей камерой в зону боевых действий. 

– Музей кино отбирает лучшие образцы кино-
искусства, но массовый вкус формирует домашний голубой экран – телевидение. Есть ли точки соприкосновения у ТВ и Музея кино?
– Что касается современного ТВ, то здесь я могу ответить только как простой зритель: телевидение очень недолюбливаю, особенно в последнее время. Смотрю в основном новости. Кино предпочитаю смотреть архивное, ретроспективное, а современные фильмы – на международных фестивалях. Дай бог, если наше телевидение начнет выправляться. Слишком много негатива скопилось к ТВ в плане того, как телеканалы формируют вкус и мировоззрение зрителей. Преследуется цель развлекать зрителя – что ж, пусть развлекают, но и в этом должна присутствовать некая идея, а не только веселье ради веселья. За любой работой кого бы то ни было – художника, писателя, режиссера, оператора – должно стоять нечто большее, нежели смех ради смеха. Иначе смысла не будет в этой работе никакого.

– Планирует ли музей выезжать со своими выставками в другие города?
– Думаю, мы обязательно к этому придем. По прежней своей работе мне приходилось много работать с регионами – мы организовывали кинофестивали в разных городах России. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и другие города-миллионники перенасыщены такими событиями. При этом мы убеждались, как люди ждут их в небольших городах в отдалении от Москвы. К примеру, работали мы с Волгоградом. Если в самом областном центре кипит культурная жизнь, то до районов театр не доезжает, современное кино люди видят не в том объеме, в котором хотелось бы. Неплохо было бы возродить традицию кинопоказа, когда актеры ехали в глубинку и представляли новый фильм, общались со зрителем. На мой взгляд, такое общение важно. Мы, как музей кино, можем дополнять такие кинопоказы и выставками. И это было бы очень хорошо.
Наверное, правильнее формировать тематические выставки и ездить с ними по России. Ведь просто иметь архивы и радоваться тому, что они есть – это одно, но важно, чтобы архивы эти работали на людей. 

– Каковы ваши впечатления от нашего города?
– В Богородске я в первый раз, а вообще Нижегородская область для меня близка, я ее люблю, это моя вторая родина, потому что моя мама родом из Выксы. Все школьные каникулы, и зимние, и летние, я проводила у бабушки. И яблони в соседских огородах трясли, и на велосипедах с мальчишками катались, и в карьеры ныряли. Вообще Нижегородская область – это мое сердце. По количеству монастырей и церквей сравниться она может только с Владимирской областью. А по сочетанию числа храмов с красивейшими видами природы Нижегородчина уникальна!

 

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.