Богородская Газета

«Пока нужна – живу...»

Более шестидесяти тысяч газет и журналов выходят сегодня в России, 30 тысяч из них – общественно-политические, научно-популярные, детские, три тысячи – районного и областного масштаба. 292 из них получили в этом году право выходить со знаком «Золотой фонд прессы» на логотипе. Среди них – «Богородская газета», которая уже неоднократно удостаивалась этого знака отличия. 

Он был учрежден в 2005 году для награждения качественных и общественно значимых печатных средств массовой информации. Оргкомитет «Золотого фонда прессы», проводя ежегодный всероссийский конкурс, ставит своей целью содействие продвижению к читателю журналистики качественной, пропагандирующей высокие нравственные принципы, способствующей духовному возрождению страны.
Вручение знака отличия лучшим отечественным изданиям проходило в Москве, в рамках делового форума «Качественная пресса России и перспективы ее развития», в котором приняла участие и «Богородская газета».

                                                                         Право на информацию
 В этом году основной темой для обсуждения стала следующая: «Рынок печатных СМИ в условиях кризиса. Пути сохранения и развития качественной прессы». Заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации Г. Кудий в своем выступлении положение печатных СМИ на рынке обрисовал как крайне сложное и даже «на грани катастрофы». Из-за резкого роста затрат на производство газеты и журналы вынуждены сокращать сотрудников, снижать число полос и выходов. Рынок бумаги лихорадит: вслед за скачком цен на целлюлозу подпрыгнули и цены на газетную бумагу. К тому же в середине апреля один из крупнейших производителей бумаги в стране – балахнинский бумкомбинат «Волга» (по данным на конец 2014 года, 98,98 процентов  акций ОАО «Волга» принадлежит кипрской «Нижний Ньюспринт Холдингз Лимитед») – остановил три из четырех производственных машин. Бумкомбинат заявил о планах строить цех по производству бумаги из другого сырья взамен дорогой целлюлозы. А бумага печатным СМИ нужна здесь и сейчас…
Кризис проявляется не только в продолжающемся удорожании бумаги и полиграфических услуг, но и снижении доходов от рекламы – основной «кормилицы» средств массовой информации. Если в прошлом году рекламной выручки в среднем стало меньше на 11 процентов, то уже за первый квартал этого года рынок рекламы в стране «просел» в среднем на 45 процентов. Отмена бюджетных субсидий на подписку и, соответственно, вынужденный рост цен на подписные издания также серьезно сказались на тиражах печатных СМИ, распространяемых через «Почту России».
Вот так – предрекали гибель печати от «рук» молодого конкурента на информационном поле – Интернета, а самые болезненные удары идут, откуда не ждали: от внезапно разразившегося экономического кризиса.
Кстати, Г. Кудий привел цифры, из которых следует, что подавляющая часть россиян информацию по старой доброй привычке черпает из печатных СМИ, предпочитая газеты и журналы покупать или выписывать – словом, брать в руки, остальные обращаются к электронным версиям любимых изданий. 
Как защитить в сложившихся условиях право читателей на информацию, сохранить газеты? Помимо разговора о том, что пресса в условиях диктата цен со стороны крупных производителей сырья нуждается в защите со стороны государства, последовало и составленное от имени журналистского сообщества обращение к Президенту РФ В.В. Путину. Кстати, в поручении Президента от 22 января 2015 года дана четкая установка высшим должностным лицам субъектов РФ: «принять меры по повышению доступности книжной и периодической печатной продукции для населения». Об этом напомнил Г. Кудий. Так что будем надеяться если не на выздоровление, то на выживание отрасли. 
                                                                         Дойти до каждого
– Есть такое выражение: я живу, пока я кому-то нужна, – произнесла в своем выступлении С.Б. Дубинская, председатель Экспертного совета по региональным печатным СМИ министерства связи и массовых коммуникаций РФ. – Его можно отнести и к периодической печати: она нужна людям, значит, будет жить.
«Я оптимист, поскольку обратное не имеет смысла», – это «вечнозеленое» выражение У. Черчилля напомнил Ярослав Скворцов, декан факультета международной журналистики МГИМО.
 Следуя главному принципу журналистики – чтобы решить проблему, вначале ее надо озвучить, участники форума приступили к обсуждению путей выхода из сложившейся на рынке ситуации. Отличительной особенностью журналистского форума является не только открытое и честное обсуждение, но и демократичность: здесь не было деления на «большие» и «малые» издания, на трибуну поднимались и руководители больших краевых издательских домов, и редакторы районок. Каждый делился собственным опытом продвижения изданий к читателю, и у каждого была возможность подойти к установленному в зале открытому микрофону и задать вопрос С.Н. Моисееву, президенту Гильдии издателей периодической печати, Л.Л. Левину, председателю комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, и другим гостям форума.
Больше всего вопросов было к М.А. Казакову, чуть более месяца назад приступившего к руководству департаментом подписки ФГУП «Почта России». И, наверное, не случайно внимательно прислушивались в зале к выступлениям редакторов тех районок, что отказались от услуг почты и создали свою службу распространения газет. Наряду с этими изданиями на протяжении уже 13 лет «Богородская газета», не прибегая к услугам поч-ты, самостоятельно доставляет свежие номера издания до почтового ящика, что позволяет не задирать цену для подписчиков и держать один из самых высоких тиражей среди районных газет области.
Но разве только за приемлемую цену уважают подписчики свою газету? Нет, конечно. В выражении «качественная пресса» читатель упор делает на первом слове, за качественную подачу достоверной информации голосует своим рублем, своим временем. В ходе мастер-классов, состоявшихся на форуме, его участники почерпнули немало полезной информации о том, как привлечь и удержать внимание читательской аудитории.
                                                                         Чтению – возрождение!
На второй день форума его организаторы – оргкомитет «Золотого фонда прессы», издательский дом «Журналист» – предложили журналистам участие в конференции «Пресса России: традиции и современность». Роль малых городов в сохранении и приумножении культуры – об этом шел диалог с С.Е. Рыбаковым, заместителем председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. О приоритете журналистики перед литературой, поскольку именно журналисты в своей повседневной профессиональной деятельности отстаивают социальные ценности, социальную справедливость, говорил президент Академии русской словесности Ю.А. Беляев. 
В разговоре о том, какую роль может сыграть пресса в возрождении в нашей стране (некогда «самой читающей в мире») любви к чтению, приняли участие журналисты из разных регионов: тема актуальная! – в Год литературы особенно. Завершился форум подведением итогов всероссийского конкурса «Главный редактор года» (ими стали А. Лукаев – «Волжская правда» из г. Волжск республики Марий-Эл, и А. Нечаев – издательский дом «Каспий»), конкурсов «Хрус-тальная матрешка», «Золотой лотос» и других, а также награждением лучших авторов журнала «Журналист».